Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

общество П Е Р С О Н А 25 этапы пути Родился в городе Воронеже 1 марта 1928 года 1951 Студент- филолог ВГУ 1979 Присуждение учёной степени доктора филологических наук 1960 Начало научно- педаго- гической деятель- ности. Г. Шахты Ростовской области раны в узбекском климате заживали медленно. И я ещё долго плохо ходил. И однажды зимой по дороге в школу, споткнувшись о тело замёрзшего чело- века, упал. Иесли бы случайный прохо- жий меня не поднял – тоже бы замерз. О сострадании – Когда вспоминаю войну, – говорит профессор Щеулин, – вспоминаю не только озабоченных, изнуренных ожи- данием хорошего или плохого, безмер- но уставших, но в тоже время суровых и добрых людей, готовых в нечеловече- ских условиях помочь другому. Я гово- рю вот о чём. Жили мы с мамой и ба- бушкой в скученных условиях. Иногда ко мне приходила врач, работавшая в больнице. Она видела, что жилище наше и жизнь в нём для меня опасны. Пошла к городскому начальству, доби- лась того, чего добиться, казалось, было нельзя: нам с мамой и бабушкой выде- лили отдельнуюкомнату, сгрузили в неё тонны две угля, поставили печку- буржуйку… Это было чудом! В Андижа- не до войны проживало 40-45 тысяч жителей, а во время войны раз в десять больше – и мне, мальчишке, уделили столько внимания! Япомнюэтуженщи- ну, ставшуюдляменя на всюжизнь сим- волом сострадания, доброты, восприя- тия чужого горя, как своего собственно- го, Человека с большой буквы. Н о, как говорит профессор Щеулин, войну не перескажешь. Сейчас он пишет книгу о прожитых годах и, конечно, о военном лихолетье. О победе –Митинги об окончании войны прохо- дили на больших заводах, в учрежде- ниях, а дети, родители, которые были свободны, рано утром 9 мая потяну- лись в школы. Как много было слёз! Плакали те, кто знал, что не вернётся с войны родной человек, плакали и те, кому выпало счастье знать, что оста- лись живы муж, отец, брат… Обнима- лись, что-то тихо говорили друг другу… На невысоком школьном крыльце сто- ит пожилой директор школы и, ни к кому не обращаясь, произносит одну и ту же фразу: «Вот и дождались конца войны.., дождались». А у школьных во- рот сидит в одной тельняшке одноно- гий матрос, что-то беспрерывно играет на видавшем виды баяне и часто обра- щается в никуда: «Сто грамм бы сей- час!..» Но нет ни у кого ста граммов, ни- кто не преподнесет их ему. П осле войны семья Щеулиных пода- лась в Ярославль к вернувшемуся с фронта старшему сыну и брату. Там Василий Васильевич окончил школу, год отучился в автомеханическом техникуме. Потом (как по Чехову) – к тётке в Воро- неж: Воронежский государственный уни- верситет (пять лет «одолел» за четыре) и параллельная работа. Позже – аспиран- тура. Распределение в город Шахты Ро- стовской области. А сорок лет назад Щеу- лин приехал в Липецк. И здесь началась уже совсем другая история. Просто так ничего в нашей жизни не про- исходит. И в Липецке профессор Щеулин появился не случайно. Его имя навсегда будет вписано в историю нашей области, потому что Василий Васильевич – основа- тель липецкой лингвистической школы, которая начала свою работу в 1992 году, после открытия на кафедре русского язы- ка и общего языкознания ЛГПУ аспиран- туры по специальности «русский язык». О науке – Лингвистическая школа – это серьёз- но. И это не хоровод аспирантов вокруг лидера, – подчёркивает Василий Васи- льевич. – Это огромная работа, целая система, влияющая на развитие науки. Не меньше. С момента появления аспи- рантуры на нашей кафедре были защи- щены 30 кандидатских диссертаций и одна докторская. Липецкая лингвистическая школа при- знана в научном мире. Она заявила о себе как крупный научный коллектив, который высоко оценивают ведущие языковеды нашей страны. О русском языке – Русский язык изучается несколько сотен лет, но конца этому процессу до сих пор не видно. Язык – это явление, которое отражает способность русско- го человека воспринимать действи- тельность на том уровне сознания, ко- торый сформировался на протяжении многих столетий. Язык влияет на наш менталитет и является символом рус- ского народа, его человечности, добро- ты, мощи, его способности общаться. Сейчас много говорят о так называемом «новоязе», языке, который не признаёт литературных норм. Для нормального человека это неприемлемо! Также сегод- ня много говорится и о демократизации языка. Если под этим подразумевается введение в литературнуюречь огромно- го количества нецензурной лексики, то это уже называется по-другому. Русский язык принимает в себя всё – и различ- ные диалекты, и жаргонную лексику, и просторечия, он и развивается за счёт таких пополнений. Но специально за- громождать этим язык – недостойно нас: существует мера, принципы поря- дочности, приличия. Сейчас наступила эпоха глобализации. Считается, что со временем все люди будут говорить на одном языке. Попыт- ки создать унифицированный язык су- ществуют сотни лет. Тщетно! Они отста- ют от развития мысли. К несчастью, мы стали воспринимать свой язык как не- что не имеющее никакого значения. А русский язык – это самое настоящее на- циональное достояние! И с ним нужно обращаться очень бережно. Хотя мно- гим и у нас, и на Западе хочется оттес- нить язык, так сказать, на задворки, сде- лать его второразрядным. Нельзя, к со- жалению, сказать, что эти усилия безре- зультатны: ещё несколько лет назад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz