Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

50 Церковные праздники, иконы и святые 22 декабря (вт.) – Иконы Божией Матери, именуе- мой «Нечаянная Радость», предание о чуде исцеления от ко- торой описано в книге святителя Димитрия Ростов- ского «Руно оро- шённое». На этой иконе изобра- жён юноша, моля- щийся на коленях пред ликом Бого- матери. Ведя бес- путную жизнь, он, однако, был привязан к Богородице чувством благоговейной люб- ви и, ежедневно молясь пред Её образом, с глубокой верой произносил слова, сказан- ные некогда архангелом Гавриилом: «Ра- дуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Однажды, собираясь на греховное дело, он перед выходом обратился к иконе Бо- гоматери и начал молиться. Тут внезапно напал на него трепет и страх, и увидел он, что изображение Богородицы как бы за- двигалось, а у Божественного Младенца из бока, рук и ног хлынула кровь, как не- когда на Голгофе. В ужасе человек закри- чал: «О, Госпоже, кто это сделал?!» – «Ты и прочие грешники вновь распинаете греха- ми своими Моего Сына, как иудеи», – по- следовал ответ. Потрясённый до глуби- ны души, с сокрушённым сердцем, молил он Пресвятую Богородицу быть Заступни- цей перед Богом о прощении его грехов. И Матерь Божия до тех пор не прекраща- ла своих молитв, пока не услышала от Го- спода Иисуса Христа слова: «Ныне проща- ются ему грехи Тебе ради». Получив неча- янную радость прощения грехов и осознав всю глубину своего падения, юноша с тех пор стал жить честно, благочестивой жиз- нью. Это событие и дало повод верующим к написанию иконы Божией Матери «Не- чаянная Радость», перед которой молятся об обращении к вере заблудших, об иску- плении грехов через раскаяние, о помощи в болезненном состоянии и в самых раз- ных болезнях. Когда и где появился первообраз этот, не- известно. В Москве иконы «Нечаянная Ра- дость» стали появляться с середины ХIХ века. Когда возник вопрос о дне её празд- нования, то обратились к митрополиту Мо- сковскому Филарету. «Какой же день бу- дет приличнее, как не девятое декабря (по н.с. 22 – И.С. ), – сказал он, – когда святая Анна получила нечаянную радость – весть о том, что она родит Пресвятую Деву». Это великое событие празднуется Святой Цер- ковью также сегодня. 27 декабря (вс.) – Неделя святых пра- отец. Два последних воскресенья (Неде- ля) перед Рождеством Христовым Святая Церковь празднует память ветхозаветных праведников. Следующая Неделя – 3 января, а называться она будет – свя- тых отец. Составитель Игорь СОРОКИН гид К А Л Е Н Д А Р Ь 28 декабря Комедиант транса и вдохновения К 145-летию со дня рождения Николая Россова В подготовке материалов использован сборник «События и даты Липецкого края» на 2009 год 1864 год. В селе Васильев- ское, что под Усманью, в име- нии Шешниных у конторщи- ка Петра Пашутина родил- ся сын – Николай. Мальчи- ку было 5 лет, когда отец умер. Семья была вынуждена пере- ехать в Задонск, затем в Воро- неж. Здесь он, окончив учи- лище, определился на работу в железнодорожные мастер- ские. Но у парня была огром- ная тяга к театру, и он, мечтая о сцене, уезжает в Москву. Николая приняли в частный театр Е.Н. Гореловой. Он упорно работает над собой, репетирует даже по но- чам. Николай Пашутин берёт себе сцениче- ский псевдоним – Россов. 18 февраля 1891 года в Пензе он играет роль Гамлета. Моло- дой актёр так потряс зрителей своеобраз- ной, эмоциональной, сильной игрой, что «из театра его вынесли на руках», – вспомина- ли очевидцы. О Россове заговорили газеты, в театраль- ных журналах появились очерки о его ори- гинальной артистической манере. Репер- туар его был исключительно классиче- ский – Шекспир, Шиллер… Он любил искус- ство всей душой, хотя понимал его несколь- ко по-своему, но честно, рыцарски. Современники отмечали, что Николай Рос- сов был также одарённым литератором. Са- мостоятельно изучив англий- ский и французский языки, сде- лал переводы пьес Шекспира, драм Виктора Гюго. Написал не- сколько пьес: «Любовь шута», «Соперник несравнимого» – о трагической судьбе Бетховена. Себя он любил называть не ак- тёром, а «комедиантом», прида- вая этому слову какое-то осо- бое, возвышенное значение: «Я комедиант транса и вдох- новения, всегда играю раз- но: «или, или…». Всю жизнь Россов мечтал оградить театр от «грубого дыхания будней, чтобы вести зрителей к победам духа». В 1926 году Н.П. Россову было присвоено звание заслуженного артиста республики. По решению Наркомпроса в Москве был от- крыт театр Россова. Однако через год труппа распалась, а Николай Петрович окончатель- но покинул профессиональную сцену: рабо- тать в условиях идеологического пресса, без творческой свободы он не мог. Умер Н.П. Россов 30 января 1945 года. По- хоронен на Новодевичьем кладбище в Мо- скве. Липецкий краевед Александр Яблонский так написал об этом удивительном артисте: «По- следний русский трагик так и умер, убеж- дённый, что высшее, что есть в театре, – это одинокий великий трагический актёр». 1924 год. Будущий музы- кант Алексей Лебедев ро- дился в семье главврача Данковской центральной районной больницы Кон- стантина Александровича и его жены Татьяны Васильев- ны, учительницы математи- ки. Музыкой увлёкся с две- надцати лет. Участвовал в духовом оркестре районного Дома культуры. В августе 1942 года Алексея Лебедева при- звали в армию. В боях под Брянском он по- лучил тяжёлое ранение. Отлежав в госпита- ле, стал проходить службу в Москве в каче- стве военного музыканта и одновременно занимался в училище имени Ипполитова- Иванова по классу тубы (музыкальный ин- струмент типа свирели) и теории музыки. В 1949 году Лебедев окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Бу- дучи студентом он получал Сталинскую сти- пендию. Имя А.К. Лебедева было занесе- но на мраморную «Доску отличия» консер- ватории. Примечательно, что наш земляк участвовал в сводном духовом оркестре на параде Побе- ды в июне 1945 года. В документальных ки- нокадрах об этом событии можно увидеть Алексея Константиновича. По конкурсу Лебедев был принят тубистом- солистом в Большой театр, где проработал шестнадцать лет. В это же время он препо- давал класс тубы в Москов- ской консерватории. Был участником Всемирных фе- стивалей молодёжи и сту- дентов в Будапеште (1949) и Варшаве (1955). За сорок лет педагогической деятельности подготовил 50 музыкантов по классу тубы и более 100 – по классу ан- самблей медных духовых инструментов. Его воспитанники работают в лучших оркестрах России, Украины, Молдовы и других стран ближнего зарубежья. Замечательным итогом многолетнего опыта стала книга А.К. Лебедева «Школа игры на тубе» (в двух томах), которая вышла в свет в издательстве «Музыка». Это был первый в Советском Союзе подробный учебник по редкой исполнительской специальности, где обобщено всё лучшее, что накопила музы- кальная теория и практика. Книга переведе- на на многие языки, неоднократно переиз- давалась и до сих пор популярна не только в России, но и на Западе. В 1998 году Всемирной Братской Ассоциаци- ей Тубистов Лебедеву была присуждена на- града «За жизненный подвиг». Жизненный подвиг музыканта К 85-летию со дня рождения Алексея Лебедева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz