Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
46 гид И М Я «Елец – Лебедянь», далее – везде… В августе 1868 года вступила в строй железнодорожная линия, наиболее близкая к Лебедяни. Это была дорога, соединяющая Елец и Грязи, – первый железнодорожный путь на территории нынешней Липецкой области. Обще- ство Рязанско-Козловской железной дороги предложило построить линию Богоявленск–Лебедянь. 5 октября 1887 года местное уездное Земское со- брание решило «содействовать осу- ществлению этого дела всеми завися- щими от Земства средствами…». И в 1889 году началось строительство до- роги. Во второй половине ноября сле- дующего года линия Богоявленск (ныне это посёлок Первомайский Там- бовской области) – Лебедянь длиной 84 версты 232 сажени (около 90 кило- метров) была открыта для движения. Около железнодорожной станции в Лебедяни в 1890 году строится элева- тор. Железнодорожную линию Бого- явленск–Лебедянь предполагалось ис- пользовать для организации торговли хлебом. Так, 120 лет тому назад Лебедянь, в том числе и благодаря участию своего та- лантливого гражданина Павла Григо- рьевича фон Дервиза, получила желез- нодорожную связь со всей страной. Но прямого пути до Москвы тогда ещё не было, как и не было необъездной же- лезнодорожной связи с Ельцом. От Ле- бедяни до Москвы железнодорожная дорога пролегала через станции Аста- пово, Раненбург, Богоявленск, Ряжск и Рязань. В последующие годы железнодорож- ная связь Лебедяни с внешним миром продолжала улучшаться. В апреле 1894 года открыто железнодорожное движе- ние по линии Лебедянь–Елец, в январе 1898 года появился новый маршрут: Раненбург–Павелец, с ответвлением Троекурово–Астапово. В самом конце XIX века была построена железнодо- рожная ветка Москва – Павелец. Граф Монте-Кристо из России В XIX веке французская Ницца была предметом вожделения всякого русско- го человека, имевшего средства для пу- тешествия по Европе. Нынче наши со- отечественники всё больше вострят лыжи в горный Куршевель и иные укромные уголки, покупают недвижи- мость в чужих странах, впрочем, как и во времена оные. Только вот стихов (таких, чтобы пережили века) о новых элитных курортах никто не написал. А Ницца воспета великими русскими по- этами. Анной Ахматовой, к примеру, у которой даже «мимоза пахнет Ниццой и теплом». Павел Григорьевич Дервиз, отойдя от железнодорожных дел, однажды объя- вился в Ницце. Естественно, при день- гах. К сожалению, на известный евро- пейский курорт его привело несчастье: заболели туберкулёзом любимая дочь Варенька и старший сын. По-нашему Дервиз был олигархом. Правда, исследователи его жизни утверждают, что в отличие от совре- менных акул бизнеса Павел Григорье- вич ничего не прихватизировал, а ка- питал свой скопил честным образом. В махинациях, кои в великом множестве творились при строительстве желез- ных дорог, не замечен, поскольку очень дорожил своей репутацией. Этому можно верить. Когда Дервиз после Крымской войны (он занимался снаб- жением армии провиантом) занял должность секретаря правления Обще- ства Московско-Саратовской желез- ной дороги, то первым делом «выда- вил» (тогда с увольнениями и отставка- ми чиновников тоже было тяжело) из правления всех «почётнозаседающих». Балласт заменил толковыми чиновни- ками, добился повышения государ- ственных гарантий на акции и возоб- новил строительство пути. А затем и вообще распустил ОМСЖД, создав вместо него Общество Московско- Рязанской железной дороги, взявшее подряд на строительство дороги от Ко- ломны до Рязани. Новому обществу пе- решли долги и акции старого, но это не пугало Дервиза. Павел Григорьевич был гениальным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz