Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
45 гид И М Я П авел Григорьевич фон Дервиз – действительный статский советник, известный концес- сионер и строитель железных дорог – родился 31 января 1826 года в городе Лебедяни (тогда ещё Тамбовской губернии), а попрощался с мирскими заботами 2 июня 1881 года в городе Бонн (Пруссия). Дворянство у семьи Дервизов молодое. Его получил от императора дед Дервиза, приехав- ший в Россию из Гамбурга. Он носил фамилию Визе, но ему позволили при- бавить к ней дворянскую приставку «фон» с артиклем «дер». Так что пра- вильно фамилия должна была звучать фон дер Визе. Но она вскоре русифици- ровалась, присоединив к себе «дер» и потеряв окончание. Павел Григорьевич учился в частном петербургском пансионе, где он полу- чил хорошее воспитание и, судя по дальнейшей жизни, блестящее обра- зование. Затем Дервиз поступил в Учи- лище правоведения и окончил его с зо- лотой медалью. Чиновничью службу начал на небольшой должности в Се- нате... И пошёл паровоз, застучали колеса… В июне 1865 года Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовали в Министерство путей сообщения. Первым министром- путейцем утвердили Павла Петровича Мельникова. Его ведомство взялось за реализацию одного из самых масштаб- ных в истории России нацпроектов – создание сети железных дорог России. Первая цель – строительство линии Москва–Курск за счёт государственной казны. В марте 1867 года открылось ре- гулярное движение на участкеМосква– Серпухов. Первый успех был подкреплён соору- жением Рязано-Козловской линии, концессию на которую получил быв- ший директор правления Московско- Рязанской дороги Павел Григорьевич фон Дервиз, хорошо знавший железно- дорожное дело. Работы на Рязанско-Козловской же- лезной линии закончились в 1865 году. Затем была построена Курско-Киев- ская железная дорога. В техническом отношении и по своим эксплуатацион- ным качествам обе дороги ставились в пример другим. Направление первых железнодорож- ных линий на территории России в зна- чительной степени определялось воз- можностями и нуждами торговли, и главным образом торговли хлебом. Вместе с тем железные дороги здорово оживляли бытовую, культурную и эко- номическую структуру тех мест, по ко- торым они проходили и заметно уско- ряли их всестороннее развитие. Русский олигарх из Лебедяни В Ницце фон Дервиза называли русским Монте- Кристо, настолько велико было его состояние. Оно принесло ему славу, но не принесло счастья: любимая дочь и старший сын Павла Григорьевича умерли от туберкулёза В.Пукирев. «Строительство железной дороги», 1871 г. П авел Григорьевич фон Дервиз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz