Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

43 культура М А С Т Е Р Это на самом деле архангел. Он трубит. Он возвещает о Страшном Суде, когда апостол Пётр и апостол Павел спросят: «А что ты сделал в своей жизни?» Кто бы мог подумать? И, тем не менее, это здесь есть. – Получается, что на холсте вы не просто преломляете свойства своей натуры, но и вкладываете в него глубокий метафори- ческий философский смысл? – Это вечные темы. Они были вчера и останутся завтра. Мы слишком близко для того, чтобы увидеть. В этой экспо- зиции одной из центральных является тема двойственности, этакого двули- чия. Как сказала одна посетительница на открытии: «А сколько стоят эти ваши двуличные женщины?» Дву- смысленность, двуличность, двоя- кость есть и в восприятии, глупо было бы отрицать. От этого, возможно, экс- позиции не хватает целостности. При- сутствует, конечно, развитие некой линии в ряде картин, но тут же висят и не столь очевидные, как будто вырван- ные из контекста. Хотя, если предста- вить себе идеальную выставку худож- ника Кузина, то она всё равно была бы эклектичной. Самое страшное для меня – скука. Один живописец, «раз- множенный» на весь выставочный зал, – зачастую это довольно унылое зрелище. – Формально на этой выставке помимо темы двойственности угадывается ещё несколько мотивов. Но присутствует и нечто, сбивающее с толку. Например, одно полотно имеет размытые линии, мягкие тона, нужно внимательно вгля- дываться, чтобы что-то разобрать. И тут же картина с чёткими очертаниями, яр- кими цветами, буквально впивающимися в глаза. – При моём методе и склонности пи- сать каждый день в работе, как прави- ло, находится сразу несколько хол- стов. Есть разные фазы, так сказать, производственного процесса. Оттого и появляются отличающиеся по ощу- щению картины. Где-то удаётся до- биться большего внутреннего камер- тона, а где-то нет – тогда изображение выходит колючим, резким. Случается и так, что в процессе работы начина- ешь как бы «наращивать» объём. Форма не разрешается, пока не соз- дашь нужный объём. Иногда он воз- никает сам по себе, когда увлекаешься и начинаешь буквально лепить кра- ской, как из пластилина. Наверное, это отражает моё стремление к боль- шей выразительности. Хотя не стоит отрицать, что выразительное решение часто диктуется создаваемым обра- зом. Иногда легко, иногда мучительно и сложно, со множеством переделок, когда конечный продукт очень далёк от первоначального замысла. А быва- ет и так, что сама форма разрешает все противоречия, что можно увидеть в абстрактных полотнах. Это как на- строение в разные дни. Наверное, ху- дожник тем интереснее, чем он более разносторонен. Наглядный пример – Пикассо. В его картинах как будто уживаются совершенно чуждые лич- ности, не имеющие никакой связи друг с другом. Так или иначе, на меня влияет то место, где я живу. Прихо- дится быть более фигуративным, чем я бы хотел. Живи я, предположим, в Питере – отказался бы от изо- бражения сюжета, фигуры, лица, вообще чего-либо по- нятного. У меня большая вну- тренняя склонность к чистому звуку, к абсолютной абстрак- ции. Но если бы я писал толь- ко картины богатого внутрен- него содержания с такой стра- стью к философичности, то давно бы умер от голода. Я, как профессионал, вынужден ваять пейзажи. Я умею их де- лать, и они действительно востребованы. Зрители пред- почитают эти работы всему моему творчеству, радуются, когда видят их. Так почему бы не подарить людям радость, при этом заработав самому?! Есть, конечно, и очень малый контингент коллекционеров, которым интересны мои «се- рьёзные» полотна, которые как раз таки по-настоящему дороги мне как художнику. Вообще невероят- но жалко бывает расставаться с карти- нами, мне даётся это с огромным тру- дом. Есть работы, которые вообще не продаю, слишком они дороги для меня. – Когда смотришь на ваши картины, сто- ит ли изначально искать в них скрытый психологизм либо же надо просто отдать- ся во власть эмоции, которая будет вести тебя? – Я интеллектуальный художник, но в самом отрицательном смысле слова. Это значит, что я недоступен зрителю. Простые, более реалистические, «чув- ственные» картины воздействуют не- посредственным образом, в то время как мои произведения не обладают по- добным свойством. Мне остаётся толь- ко делать свою работу настолько хоро- шо, насколько я способен. Ты обязан быть внятным при всей своей видимой сложности. Так или иначе, если карти- на удалась, чуткого человека она за- хватит. . Роман ХОМУТСКИЙ, Александр КОЗИН (фоторепродукции произведений Олега Кузина)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz