Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
33 общество П Е Р С О Н А вивалась (а у нас научная библиотека), нужно смотреть на проблему с разных сторон, читать иИнтернет, и периодику, и книги. Кроме того, во всём мире библиотеки рассматриваются и как источник ин- формации, и как место общения. К со- жалению, у нас становится всё больше одиноких, оставшихся без нормально- го человеческого участия, людей. А в библиотеках есть предмет общения – книга и специалисты, которые любят своих читателей. – Почему, на ваш взгляд, такие отрасли, как культура, традиционно финансиру- ются «по остаточному принципу»? Да и сама культура всё чаще приобретает «бескультурные» формы, которые не облагораживают душу человека, а, на- против, засоряют её? – Давайте всё разложим по полочкам. Если говорить о книгах, то чтение как процесс – это огромный труд. А вот те- левидение, в основном, – развлечение (хотя, безусловно, есть и серьёзные об- разовательные передачи, но их мало). Далее – русский язык. Хорошая речь, грамотное написание – это тоже труд. А наша обиходная речь стала сегодня на- столько примитивна, что культурного человека с хорошим лексиконом мы перестаём понимать. Самое ужасное, что все эти явления де- градации во многом характерны и для чиновников, то есть для тех, кто издаёт законы, распределяет бюджет и, в том числе, финансирует культуру. Пусть не обижаются на меня, но особенно огра- ниченность мышления заметна у моло- дых людей во власти. Я всегда удивля- юсь тем специалистам, которые закан- чивают институты и не «ночуют» в би- блиотеках. Ведь получить диплом – это ещё не значит стать образованным. Об- разование – это и знания, и мировоз- зрение, и способность общаться, ана- лизировать, делать выводы, исправ- лять свои ошибки… Образование мы получаем всю жизнь. Библиотекарей в России – а среди них были образованнейшие, передовые люди: писатели Крылов, Пришвин, фи- лософ Фёдоров – всегда уважали. В царское время существовали высшие библиотечные курсы. В тридцатые годы образован библиотечный инсти- тут. После того, как его превратили в институт культуры, библиотекарей отодвинули сначала в вузах, а затем и в обществе «на задворки». С тех пор, ду- маю, и начался упадок в библиотечном деле и в культуре вообще. В советский период областные библио- теки были не просто популярны. Они строились в центре города, на видных площадях, и, конечно, привлекали лю- дей. А что сегодня? «Хранилища зна- ний и мудрости» расположены в ста- рых, а то и в полуподвальных помеще- ниях. Разве можно молодёжь, привык- шую к ярким ночным клубам, туда за- влечь? А ведь без чтения нам не под- нять уровень культуры молодых лю- дей! А значит, Россия ещё не скоро ста- нет лидером, ведь нет настоящего сти- мула к развитию науки, образования, искусства и других отраслей. Есть, мо- жет быть, внешние признаки, но нет глубины. В одной книге прочитала, что гениальные правители рождаются штучно. А личности, понимающие всю меру своей ответственности за судьбу государства, приходят к власти только тогда, когда «созреет» народ. Может, это время у нас ещё впереди? – Есть расхожая фраза «горе от ума». Или «меньше знаешь – крепче спишь». Мо- жет, потому и не хочет образовываться народ, что без знаний, нравственных ме- таний жить легче? – По-моему, у каждого человека быва- ют периоды в жизни, когда именно та- кие фразы хочется сделать девизом своей жизни. Был такой момент и у меня. Обычно подобные мысли прихо- дят от невостребованности, непонима- ния, несправедливости. Но, по большо- му счёту, человек всё равно получает больше удовлетворения от знаний, от книг. Если в нём есть тяга к познанию, он не сможет довольствоваться только какими-то обыденными, материаль- ными вещами. Уж так нас устроил Го- сподь. Внутренне богатый человек рано или поздно всё равно получает признание в какой-нибудь сфере дея- тельности. Я в этом глубоко убеждена. Недавно прочитала книгу князя Голи- цына «Записки уцелевшего». Посмо- трите на его судьбу. В то время попира- лось всё, что можно было попрать. Люди его уровня не имели будущего. Но жили, растили детей, их держал на плаву тот самый духовный стержень. – Лариса Тихоновна, моя дочь-второклассница очень любит читать. Мечтает стать библиотекарем. Что вы ей по- советуете с высоты собствен- ного опыта? – Ох, самый сложный вопрос вы мне задали. Пусть девочка приходит к нам, мы ей расскажем и покажем все «плю- сы» и «минусы» нашей работы. А во- обще, молодым сегодня очень трудно. Моя вот дочка уже выросла, замуж вы- шла. Учится в колледже искусств на во- кальном отделении. Как сложится её профессиональная судьба, сказать сложно. Хочется пожелать ей счастья. Но, с другой стороны, сейчас очень трудно сказать, какая профессия спо- собна приносить и доход, и удовлетво- рение. Мой брат и его жена получили прекрасное техническое образование, стали инженерами. Но грянула пере- стройка. Завод, где они работали, за- крыли. И невестка, куда бы, вы дума- ли, устроилась работать? В школьную библиотеку, которая стала хорошим стартом в дальнейшей карьере. Да, мы получаем маленькие деньги, но наш труд, слава Богу, востребован. От- крыть для читателя нового автора, сформировать другой взгляд на жизнь, «продвинуть» в массы ценные и полез- ные изобретения – что может быть лучше и благороднее этой миссии? Ведь наша профессия в одном ряду с теми, кто дарит людям счастье, ра- дость… . Наталья СИЗОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Лариса САМОЙЛОВА: Профессия библиотекаря в одном ряду с теми, кто дарит людям счастье, радость…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz