Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
28 общество П А М Я Т Ь – Слышь, Сергей, тебя объявили. Са- дись в самолёт и дуй! Шпуняков, не мешкая, выслушал до- клад техника, сел в кабину и пошёл на взлёт. Чётко выполнив учебное зада- ние, Сергей точно произвёл расчёт и блестяще приземлился. Хотя этот по- лёт и являлся грубейшим нарушением дисциплины, командир его не наказал – лётчик действовал из самых добрых побуждений... В январе 1943 года в Багай-Барановку прибыло руководство 265-й истреби- тельной авиадивизии, чтобы на месте ознакомиться с ходом переформирова- ния и переучивания личного состава 291-го, 402-го и 812-го полков, кото- рые вошли в её состав до конца войны. Командир дивизии Герой Советского Союза полковник Коробков, началь- ник штаба подполковник Гривцов и на- чальник политотдела полковник Ряза- нов собрали в клубе лётный и руково- дящий инженерно-технический состав всех полков. Выслушав доклады, Ко- робков рассказал о положении на фронтах, затем отдал распоряжение: – Учитывая высокую выучку лётного состава, подготовку полков к боевым действиям провести в сжатые сроки. Времении бензинамало. Поэтому хоро- шенько изучайте машину на земле, знайте все особенности и преимущества «Яка» перед фашистскими самолётами. На них вам драться с противником. В начале февраля эшелон доставил си- яющие белой краской истребители Як-1 Саратовского авиазавода и деле- гацию трудящихся города Вольска, которая передала самолёты защитни- кам Родины. Позже лётчик Павел Гаврилин писал родным: «Лютая здесь стоит зима – руки пристают к металлу, но в землянку никто уходить не торопится. Все спе- шат освоить новую технику, подарен- ную нам тружениками волжского го- родка. Все спешат попасть в действую- щую армию. Война бушует под Сталин- градом, а наши всё ещё проводят учебно-тренировочные полёты в небе саратовском». 10 февраля, после инспектирования, в акте было записано: «402-й полк имел задачу доукомплектоваться личным со- ставом, получить матчасть и переучить лётный состав сИ-16 на Як-1. Полк при- нял по штату 34 самолёта Як-1 и обле- тал их. Полностью отработан курс бое- вой подготовки. Средний налёт на лет- чика – 16 часов. Комиссия Приволж- ского военного округа признала полк готовым к выполнению боевых зада- ний в дневных условиях». Следом по- ступила долгожданная команда: пере- базироваться на аэродром Люберцы. На фронт Боевой путь полка, в котором воевал С. П. Шпуняков, выглядит так: Москва – Великие Луки – Старая Русса – Багай- Барановка – Краснодар – Тихорецк – Липецк –Шахты–Мелитополь – Сева- стополь – Орёл – Смоленск – Витебск – Борисов – Вильнюс – Каунас – Мо- гильно – Варшава – Иновроцлав – По- знань – Морин – Дальгов (Берлин). ...18 апреля 1943 года полк из Люберец перелетел в Краснодар. Ошеломило ис- требителей, что девушки-ровесницыиз полка ночных бомбардировщиков Ев- докии Бершанской уже имели ордена. Первый свой бой Шпуняков провёл 20 апреля. Полк получил приказ выделить две авиаскадрильи для сопровождения штурмовиков, летевших в Новорос- сийск. Там, на Малой земле, шли оже- сточённые бои. Командир полка майор Владимир Васильевич Пагасов отме- тил, что до Берлина 2130 километров, и по лётным масштабам это не так уж да- леко. Кто-то обязательно долетит до Победы. Помогая запускать мотор са- молёта командиру 1-й эскадрильи лей- тенанту Калинину, Шпуняков видел, как дрожали его руки и пытался прио- бодрить товарища. Но тот не вернулся из боя... Взлетели. Связи нет, маневра нет. О взаимодействии чёткого представле- ния нет. Шпуняков шёл крайним слева. Высота 3500 метров. Поставлена зада- ча – спасти десант Цезаря Куликова, который две дивизии фашистов пыта- ются сбросить в море. Начался бой. «Мессеры» ему уже в хвост пристраи- ваются. Сумел вывернуться и сам у них в хвосте оказался. Давит на гашетку. Что такое? Почему не видно очередей? Забыл снять с предохранителя!.. «Подходим к цели на высоте 1500 ме- тров. Вижу внизу огонёк, потом – раз- рыв. Опять огонёк – разрыв. Сначала в стороне, потом среди наших самолётов. Вдруг самолёт оказался кверху колёса- ми. Мысль – готов! Ручку управления тронул –машина реагирует, выводится. За мной шлейф бензина, бак пробит, но не горит. С левым креном вы- хожу из боя, самолёт управля- ется плохо, но летит. Не знаю, видел ли кто из наших... Я оказался после этого полёта в госпитале. Через десять дней почти все, кто со мной тогда летел, были сбиты. Лечу. Вдруг снова два «сто де- вятых» . На в с тр ечно - пересекающемся курсе идут, под две четверти. Мне самолёт не довернуть, я бы в лобовую зашёл. Смотрю – трассы, жгутом закручиваясь, ко мне тянутся. Интересно. Потом удар по машине как кнутом. Я в штопоре. И опять машина выползает! Вышла! Тяну кое-как. Нем- цы ушли, видно решили, что мне каюк. Пока я выводил самолёт из штопора, высоту потерял. Иду над морем, уже ба- рашки волн видно. Мотор работает, даже крен выровнялся. Фрицы мне правую консоль подрихтовали, кусок отбили. Левая была с дырой, теперь всё подровнялось. Сел на свой аэродром. Щитки не выпускал, благо аэродром большой. Подрулил к КП. Самолёт об- ступили. Я бледный, в крови. Осколка- ми ранило. Положили меня в санитар- ку – и в госпиталь. Только увезли, при- летел командующий генерал-майор Звание Героя Советского Союза присвоено С. П. Шпунякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года. Он стал одним из 23 Героев, служивших в прославленном полку. Анатолий РУБАКИН: Шпуняков умеет держаться у крыла ведущего при любом маневре и всегда обеспечивает успешное проведение атаки, уничтожение противника. Все в полку знают, что он готов пожертвовать собою для победы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz