Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

15 главная тема Ж И З Н Ь Есть деньги – объяви потлач в тему У многих народов, стоящих на низших ступенях общественного развития, существовал и до сих пор существует обычай, получивший название «потлач» – это некий пир, мистерия, в ходе которой уничтожаются все богатства, принадлежащие не только одной удачливой семье, но и всему племени Евгений МЕЛЬНИКОВ, ассистент кафедры отечественной истории ЛГПУ, сотрудник НОО «Археолог» П ервые свидетельства о «част- ной собственности» архе- ологи фиксируют в камен- ном веке (эпоха палеоли- та) – 20-30 тысяч лет тому назад. В могильниках того времени най- дены захоронения с простым инвентарём (2-3 наконечника для стрел) и, например, детские захоронения с одеждой, обильно расшитой бусами из мамонтовой кости. Но не всегда богатые могильники свиде- тельствуют о хорошем материальном по- ложении или знатности умершего. Во многом это обусловлено неким значимым социальным статусом человека. Если, к примеру, почивший пользо- вался большим уважением у соплеменников, то они могли вложить в сооружение и об- рамление его последнего при- станища много труда и мате- риальных средств. До сих пор у народов Сибири и Крайне- го Севера принято с больши- ми почестями провожать в за- гробный мир не самых бога- тых, а то и просто бедных, но авторитетных людей – шама- нов, старейшин. У первобытных народов всё чётко: чем богаче человек, тем пышнее похороны. У них вообще особое отношение к обе- спеченным людям – они очень уважае- мы в племени. Но авторитет их строит- ся вовсе не на том, что они – обладатели какого-то количества материальных цен- ностей. По разумению первобытных лю- дей, богатый человек пользуется особым расположением духов. У многих народов, стоящих на низших ступенях обществен- ного развития, существовал и до сих пор существует обычай, получивший назва- ние «потлач» – это некий пир, мистерия, в ходе которой уничтожаются все богат- ства, принадлежащие не только одной удачливой семье, но и всему племени. На западном (тихоокеанском) побере- жье США и Канады этот обычай ещё в XVIII-XIX веке фиксировали европейские путешественники и белые миссионеры- американцы. Происходило это так: раз- богатевший индеец, достигнув опреде- лённого материального уровня благосо- стояния, в один из дней объявлял пот- лач, и раздавал всё своё «добро» людям. Но его «облагодетельствованные» сопле- менники воспринимали это не как приоб- ретение чужого богатства, а как обрете- ние частички харизмы, благодати духов. То есть человек делился не вещами и цен- ностями, а вниманием, которое ему уде- ляют духи. Богатеть и затем отдавать всё приобретённое человек мог множество раз за всю свою жизнь. Так что понима- ние древних индейцев о богатстве и бо- гатых очень отличается от нашего. Спустя много веков, в эпоху Средневековья по- добной позиции придерживались проте- станты – купцы того времени пропаган- дировали, что человек богатеет по воле Бога и Божьей благодатью нужно делить- ся, но они, конечно, раздавали далеко не всё своё богатство. Также в эпоху раннего Средневековья ин- тересное отношение к богатству демон- стрировали викинги и скандинавы. Из своих многочисленных походов они при- возили несметные богатства, которые за- рывали в землю. Но даже их потомки в XIX-XX веках эти клады не доставали и не продавали – они были залогом благода- ти роду. Отношение к богатству отличается у на- родов, ведущих различные способы хо- зяйствования. У нас это по преимуще- ству земледельчество, а у представи- телей первобытно-общинного строя – охотническо-собирательское. Некото- рые русские купцы XVI-XVII веков тоже раздавали всё своё состояние беднякам. Но какой-либо информации о том, что древние народы, населявшие нашу тер- риторию много веков назад, устраивали что-то похожее на потлач нет. Если сравнивать различные ранние эпо- хи, то наибольшего «расцвета» социаль- ное неравенство достигло в раннем же- лезном веке – первое тысячелетие до на- шей эры (скифы, сарматы). Уж коль мы говорим о какой-либо привя- занности к материальному миру, то даже у неандертальцев (живших приблизи- тельно 150 тысяч лет назад) такое тоже встречается. В самых древних, известных нам неандертальских захоронениях – в Крыму, в Альпах, на Ближнем Востоке – тоже встречаются положенные в могиль- ники орудия труда, но это больше гово- рит о представлении древнего человека о загробной жизни. До сих пор в учёном мире нет точного представления о при- чинах вымирания неандертальцев. Счи- тается, что предки современного челове- ка приложили к этому свою руку. Извест- но, что неандертальцы были очень же- стокими, но сегодня становится очевид- ным, что они умели и заботиться о боль- ных, престарелых (по их меркам сорока- летние сородичи были уже стариками) и изувеченных соплеменниках. Если мы будем говорить о современных странах, подавляющее население кото- рых живёт в бедности, то лучшего приме- ра, чем Африканский континент, не при- думаешь. Европейская модель цивилиза- ции навязывает миру своё представле- ние о богатстве – владение материаль- ными ценностями, вещами. Такой подход абсолютно не применим к большинству государств Африки, за исключением се- верной части континента. Для подавляю- щего количества африканских этносов и племён богатство – это вовсе не облада- ние каким-то количеством денег или ве- щей. Чем больше у человека жён, а сле- довательно, и детей – тем он богаче и ав- торитетнее, хотя жить он может в совер- шеннейшей лачуге и страшной нищете. Самые популярные люди Центральной Африки имеют более двухсот детей, вну- ков и правнуков. Для Ближнего Востока, за исключением больших городов, тоже характерно патриархальное отношение к богатству. Если человек работает, у него есть всё необходимое для жизни. И мало кто их крестьян-феллахов будет рвать- ся к тому, что им не принадлежит. Чужое имущество для них – неприкасаемо. Для многих мировых культур наша привязан- ность к деньгам, материальным ценно- стям непонятна и даже смешна. Недавно российские путешественники из Акаде- мии наук вернулись из Папуа Новая Гви- нея. Так местные аборигены очень силь- но смеялись над ними после объяснения, зачем людям нужны деньги. На предло- жение продать им нож, те ответили, что с его помощью они смогут убить на охоте зверя, а бумажки им вовсе ни к чему. Привязанность европейцев к матери- альному – это наследие Античности. Но и там отношение к богатству тоже было своеобразным: человек мог быть обеспе- чен, но не популярен. Многие уважаемые и авторитетные люди того времени даже были рабами, как Сенека, Эзоп. Мне кажется, что философия обогаще- ния пришла из Реформаторства (Средне- вековье), времени захвата земель, при- обретения несметных богатств. Напри- мер, французские завоеватели Америки оставили письменные свидетельства об- щения с ирокезами, а культура и бытопи- сание этого народа англичан и германцев не интересовали вовсе – они описыва- ли, где можно подешевле купить бобро- вые шкурки. У протестантов принято в мотивах просить денег, помощи в устрой- стве дела. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz