Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

46 гид И С Т О Р И Я Фото Игоря ЧЕЛНОКОВА (img.fotki.yandex) Фото Александра КОЗИНА Г лавное место, возле входа, в бане занимала печь-каменка. Свод её, вероятно, выбивали из глины, а сверху клали булыж- ники. За печью обычно нахо- дился деревянный полок (приподня- тый над полом настил), который зани- мал все пространство до задней стены. На нём-то и парился народ, охаживая друг друг вениками. По стенам стояли лавки для мытья. Дым при топке выхо- дил через дверь или маленькое окошко. Пар от недугов Баня, как и кабак, тоже была монопо- лией государства. Держать помывоч- ные у себя во дворах ельчанам запре- щали, власти опасались пожара, кото- рый являлся настоящим бедствием для деревянной России XVII века. Но рус- ский народ во все времена запреты на- рушал. А посему были в Ельце и тайные бани, с которыми, естественно, боро- лись, как боролись и с общими мыль- нями, где мужчины и женщинымылись вместе. Безобразие это пыталась за- претить церковь, но не очень успешно. Общественная баня вмещала 10-20 че- ловек. Всегда считалось, что она имеет целебные свойства. Поэтому часто баню посещали, чтобы поправить своё здоровье. Ещё государь Василий III осенью 1533 года, когда заболел, при- казал везти себя в баню, которая, прав- да, не спасла его от смерти. Русские ве- рили в баню как в главное исцеляющее средство. Тогда как в Европе, напротив, баня да и мытьё вообще были дурным тоном. В уезде общественной бани не было, но имелись индивидуальные мыльни, ко- торые, естественно, были далеко не у всех. Деревенская индивидуальная баня выглядела гораздо скромней го- родской – небольшая срубная постройка с предбанником (обычно без крыши), а часто и вовсе без предбанника. Разде- вались люди всегда до того как войти в баню. Старик банник и обдериха Считали, что банька – это особое ме- сто, где наш мир соприкасается с иным измерением. Люди верили, что в бане обитает нечистая сила: старик банник (голый мужик, покрытый листьями от веника), обдериха (лохматая старуха) и целая куча чертей. По поверью нечи- стая сила может причинить вред чело- веку, если он пришёл в баню в какой-то определённый день и час. Нечистая сила могла ошпарить кипятком и напу- стить угар. Поэтому, подходя к бане, нужно было произнести специальную молитву, заклинание. Войдя в баню, полагалось сказать слова приветствия, попросить разрешения помыться и по- лечиться. Баню использовали и как ме- сто для гаданий. Зернь с табачком Кабак и баня были центром сосредото- чения азартных игр. Причём баня для этих целей подходила гораздо больше, чем кабак. Во-первых, это менее офи- циальное, закрытое заведение, во- вторых, баня в народном представле- нии – своеобразное языческое место, где не нужно соблюдать христианских догматов. Всегда в старой России пре- жде чем войти в баню, снимали крест. Издревле азартные игры были запре- щены на Руси. Любая из них носила статус языческого дьявольского ору- дия, сбивающего человека с праведно- го жизненного пути и отвлекающего от духовной жизни. Запретить азартные игры было легче, чем следить за их бы- тованием в народе. В России в ходу В Ельце баня стояла рядом с кабаком на берегу реки Елец. Это был обыкновенный деревянный сруб с маленьким окошком, низкой дверью и небольшим предбанником В Ельце были и тайные бани, с которыми, естественно, боролись, как боролись и с общими мыльнями, где мужчины и женщины мылись вместе Банька по-чёрному… Продолжение. Начало в № 49 Всегда в старой России прежде чем войти в баню, снимали крест

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz