Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

39 культура О Б РА З Ж И З Н И го можно назвать главный город Уруг- вая – Монтевидео. Как бы там ни было, танго – это, скажем так, плод слияния нескольких культурных традиций, уни- кальный сплав фольклора, чувств и пе- реживаний многих народов. Полтора столетия назад в Аргентину приехали тысячи эмигрантов, среди них испанцы, итальянцы, немцы, поляки, русские… Огромное влияние на местнуюкультуру оказали, конечно, африканские рабы. Кстати, слово «танго», появившееся на- много раньше танца, может быть как чисто африканским, в значении «зам- кнутое пространство», так и португаль- ским («tanguere» – «прикасаться»). Но оно могло прийти и с Канарских остро- вов, где «танго» обозначало «собрание негров для танцев и игры на бараба- нах». Так или иначе, в танго слились аф- риканские ритмы тангано и кандомбе, аргентинская милонга, кубинская хаба- нера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, не- мецкий вальс и другие танцы народов мира. Вероятнее всего, танго появилось на афро-аргентинских танцевальных собраниях, которые посещали компа- тридос – молодые бедные аргентинцы. Они любили надевать на головы широ- кополые шляпы из мягкого фетра, сво- бодно повязывать шейные платки и но- сить ботинки на высоких каблуках. К началу XX века танго (как танец, так и музыка) стало очень популярно и в Ар- гентине, и в Уругвае. В 1913 году его уже танцевали в Нью-Йорке, Лондоне, Па- риже… И далее везде. Более того, танго стало национальным достоянием Ар- гентины. В 30-е годы начался золотой век аргентинского танго. Но в 50-е годы правительство этой страны начало про- водить политику репрессий, и тексты танго приобрели более социальный ха- рактер… А в это время началась эпоха рок-н-ролла. Но сегодня танго – снова один из самых популярных в мире тан- цев. Современная история танго в России насчитывает чуть более 10 лет. В 1998 году в первопрестольной открылась первая школа аргентинского танца. По- том тангоманией заболела наша Север- ная столица, за ней – Ростов-на-Дону, Краснодар, Уфа, Челябинск, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород. На ежегодные фестивали в Москве, Санкт- Петербурге и Краснодаре собираются тысячи любителей танца страсти. А сколько школ аргентинского танго было создано в российских городах и не сосчитать… Немного в стороне остался только наш с вами город. В Липецке нет ни одного места, где бы целенаправленно учили танцевать танго. Конечно, клубы спор- тивного бального танца обильно при- сутствуют на культурно-развлека- тельной карте областного центра, и там танго изучается как часть европейской конкурсной программы. Но это нечто иное. Во всём мире, в том числе и во многих регионах России, появились многоступенчатые школы танго (на- пример, для новичков, для семейных пар, для тех, кому за 70), люди танцуют в кафе, в парках… У нас же подобное движение находится в зачаточном со- стоянии, хотя нельзя говорить, что это совсем непаханое поле. В городе много людей, не желающих лежать перед экраном телевизора, изживающих хан- жество и провинциальную топь как в самих себе, так и в окружающих. Но всё-таки, можно уверенно констатиро- вать – в Липецке большое количество поклонников восточных танцев, в том числе и танца живота, у нас очень много любителей индийской культуры, суще- ствуют данс-клубы, где знакомят с хип- хопом и другими новыми танцевальны- ми течениями. А вот танго … А как было раньше? Довоенные джаз- оркестры играли музыку, от которой щемило сердце. Шелест платьев или юбок, стук каблучков или шарканье бо- тинок, шушуканье тех, кто не в круге, а по танцплощадке, как запах от сварен- ного варенья, расплывается новая ме- лодия. «Чёрные глаза», «Лунная рапсо- дия»… Как любили наши родители, де- душки и бабушки эти новые, непривыч- ные для российского уха танцевальные ритмы. Конечно, был и фокстрот, и ча- ча-ча, и другие «буржуазные мотивы», а также совсем обрусевший вальс, но тан- го тогда выходило за рамки общепри- нятого способа выражать свои эмоции. «Наше» танго, безусловно, не было та- ким вызывающе сексуальным, наши парыне стремились обнажить свои чув- ства, да и одежда советских людей со- всем не предполагала откровенного языка тела. Здесь было большее: сокро- венность, сдержанность, поэтические образы танго выдавали внутренние ди- алоги мужчины и женщины эпохи по- строения коммунизма: Утомлённое солнце Нежно с морем прощалось. В этот час ты призналась, Что нет любви… Конечно, можно говорить, что мы жи- вём на Среднерусской возвышенности и у нас есть свои танцевальные способы самовыражения. Кадриль-то ведь ни- кто не отменял, да и все плясовые моти- вы, в том числе и хоровод, до сих пор остаются любимы нашим народом. Речь-то не о том, чтобы танго стало рос- сийским национальным танцем… Хотя танго на профессиональных танцеваль- ных турнирах считается частью евро- пейского стандарта, но при этом куль- турным продуктом населения Старого Света не является. В каждой стране – своё танго. Думаю, что в Японии испол- нение его тоже подчинено националь- ному колориту. И одно дело – танго «на выход», то есть демонстрируемое на конкурсах и танцевальных шоу, и со- всем другое – танец-импровизация. Пьяное танго с судьбой Существует несколько стилей танго: бальное, уругвайское, даже финское. Но самое любимое и многотиповое – аргентинское. Оно разнообразно, как наша жизнь. Его могут танцевать все, кто желает выплеснуть свои эмоции Рисунок Галлы ГРИБАНОВСКОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz