Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
главная тема 14 Р У С С К И Й Х А РА К Т Е Р не пробовала. Это, наверное, не так про- сто – хороший хлеб испечь… –Унас это из поколения в поколение пе- редавалось. Есть такая особенность: сами дрожжи мы не используем, а толь- ко закваску, что от прежнего теста оста- ётся. И так всё время по кругу – новое тесто замешиваешь на закваске и уже от него оставляешь для следующего раза. Если закваска заканчивается – идёшь к соседке. То есть когда-то кто-то завёл её, намешал, и она у нас по всему селу хо- дит. Также и с блинами. Хлеб пеку в пря- моугольной форме. Подовый, круглый, не делаю. Для него печь надо топить жарко. И раньше подовый пекли немно- гие, у кого был свой надел земли, своя солома, которой печь калили. Ковригу на лопате сажали прямо в печь, или, как называют, под, предварительно сметая золу влажной тряпкой. А когда печи ста- ли топить навозом, кизяками, ими так не накалишь. И стали использовать уже таганы, на него форму ставишь и – в печь. Формы нам кузнец делал. А ещё я пироги с капустой люблю печь, или чи- нёнки по-нашему. Вот без начинки – это просто пирог, а если что внутри есть – значит, чинёный. А какие щи в русской печи особенные получаются! Затомлён- ные – в чугунке готовятся. Посуда у меня вся чугунная, старинная, тоже от бабушек и прабабушек досталась. А дру- гая мне и не нужна, эта ведь – настоя- щая! Тепло русской печки В беседе за чаепитием Алексей расска- зал, что после школы в Липецке учился в 34-м училище на повара-кондитера. – И что, тебе в городе не понравилось? Мог ведь и остаться, сейчас повару ра- боту у нас найти несложно, – как бы воз- вращаюсь к своему первому вопросу. –Ачто город, – отвечает, – в городе оди- ноко. Вроде и народу много, а общения нет. Здесь я выхожу – все-все мне знако- мы, в любое место я иду со спокойной душой, здесь всё моё кругом, здесь я у себя дома! А в городе даже соседи друг друга не знают, и какое может быть об- щение, разве только на работе. – А удобства? – Так ведь жили сколько веков без удобств! И ещё проживём. Я и воду в дом не подводил намеренно, к колонке хожу, пока идёшь, встретишь кого-нибудь, по- говоришь. И я сразу детство вспоминаю – соберутся женщины у колодца и, пока воду черпают, трещат-трещат, а мне ин- тересно: о чём же они болтают? И газ не провожу, потому что только от печи рус- ской тепло идёт ни с чем не сравнимое. – А почему профессию повара выбрал? –Мне с детства нравится готовить, – го- ворит Алексей. – К технике у меня тяги вообще нет. Я животных люблю, хотел даже на зоотехника или ветеринара вы- учиться, но когда увидел, что колхоз в упадок приходит и нет уже животновод- ческой фермы, понял, что эти профес- сии здесь окажутся невостребованны- ми. Вот на повара и пошёл. После учёбы сразу вернулся в село и устроился в дет- ский дом работать, кашеварил три года. А когда корову взял, потом ещё бычка, понял, что ни здесь, ни там успевать не буду. И решил только своим хозяйством заниматься. У меня теперь каждый год корова приплод даёт, телёнка на мясо сдаю. Поросят тоже выращиваю и про- даю. Картошки излишки на продажу идут, правда, скрывать нечего – за ко- пейки, а кто-то на этом наживается. Очень жалко, что молоко сейчас не со- бирают – вот это главная проблема на селе. Продаём своим односельчанам. Вот так и живём. Муку, сахар и масло растительное нам фермеры за паи раз- дают – бабушкины пять гектаров сдали в аренду. Крестьянский дух – У тебя ведь родители тоже фермеры. Не было желания с ними работать или своё дело открыть? – А хозяйство своё куда? – говорит. – Я вот и расширять его планирую, сарай построю, чтоб больше поросят можно было взять. И дом тоже в планах, я уже и песок, и балки привёз. Хочу восстано- вить прадедово поместье. Оно здесь, ря- дом. Прадеда в тридцатые годы раскула- чили, отобрали живность всю, амбар с зерном. Хорошо, хоть не сослали нику- да. Другого прадеда, по отцовской ли- нии, тоже раскулачивали. Он жил на другой улице, по ту сторону пруда, на Смеловке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz