Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

37 культура М А С Т Е Р диции древнерусского искусства Влади- мира – то, что чуткий созерцатель не- пременно отметит в ускользающих мо- тивах на картинах Дика. Цвет играет ключевую роль в восприятии: мини- мально проявляемый в ранних работах, к концу 1990-х он обретает исключи- тельную насыщенность и светонос- ность. Сразу обращает на себя внима- ние и оригинальный подход, изобре- тённый художником-новатором: ис- пользуя технику пастели, очень часто он пишет – кто бымог подумать – на на- ждачной бумаге! Это придаёт изобра- жению неповторимую искристость – сродни мерцанию звёзд в безоблачную полночь, сродни игре пузырьков в хру- стальном бокале шампанского. Тишина и волшебство, «одиночество вдвоём», – так называл свои безмолвно-тор- жественные и драматичные, исполнен- ные экзистенциальности картины Дик. Когда в 1990-е рухнул «железный зана- вес», персональные выставки худож- ника с удовольствием принимали в Ан- глии, Италии, Германии. Европейская известность пришла к Дику, когда он уже полностью отдался своему люби- мому материалу – сухой пастели. Одна- ко начинались графические экспери- менты в технике монотипии. Это слож- ный и интересный метод, заключающийся в мгно- венном оттиске на бумагу нанесённой на пластину краски. Надо отметить, что двухмерность, прису- щая этой стилистике, ста- ла отличительной харак- теристикой практически всех изображений, кото- рые рождались под рукой Петра Гергардовича. По его собственному признанию, моноти- пия, требующая от автора большой со- бранности и чёткости действий, заста- вила в дальнейшем с большим тщанием подходить к выбору выразительных художественных средств, отсекать лишнее, «вычитать случайности», оставляя самую суть. Специалисты от- мечают, что такая строгость и цель- ность формы имеют корни в скульпту- ре, которая близка Дику в силу его основной специальности – обработка металла, – полученной в легендарной Строгановке. Гордился график и своим блестящим знанием японской культу- ры и поэзии. Бесспорно, лаконичность стихотворений танка и хокку и услов- ный язык, характерный для японской графической традиции, прело- мились в образах, создававших- ся самимДиком. Он всегда стре- мился давать ровно столько, сколько нужно для формулиро- вания мысли, которую призва- на отражать картина. Поистине, творчествоПетра Дика весьма и весьма символично, оно изоби- лует метафорами и всевозмож- ными отсылками к религиоз- ным и философским понятиям. Художественный язык, несо- мненно, формировался и под влиянием древнерусской живо- писи. Выражается это в некоей обобщённости, условно- сти образов, в плоскост- ном, а не объёмном реше- нии. Многие изображе- ния на картинах напоми- нают иконопись. Мяг- кость, округлость форм явственно перекликаются с древней культовой архи- тектурой. Ещё одна любо- пытная особенность. Впе- чатления, полученные Диком от владимирских и суздальских пейзажей, выражаются в «конечно- сти» горизонта, дальняя линия которо- го отсутствует. Дело в том, что есте- ственный ландшафт тех мест имеет свойство ритмически то подниматься, то опускаться, создавая визуальнуюил- люзию «края света». Фигуры, стоящие в задумчивости на холме, воспринима- ются как будто на обрыве, на краю все- ленной. В таких деталях можно уло- вить философию, которую исповедо- вал Пётр Дик. Одиночество человека перед лицом Бога, Бесконечности, его постоянное балансирование на грани двух миров – бренного, земного и не- познанного. Беспомощность, потреб- ность в поддержке, дружеской руке, по- иск выхода – мотив, пронизывающий творчество художника… Чем дальше погружался график в ис- следование волновавших, будоражив- ших его вещей, тем больше появлялось в его произведениях света. Света, кото- рый за дверью, света, который несёт надежду. Вполне зримое свечение по- является даже вокруг фигур в работах позднего периода. Очевидно, это отра- жение того, что Дик всё-таки постепен- но обретал благодаря своей графике мир внутри себя, узрел свет в конце туннеля. Православная философия, глубокое изучение древнерусского ис- кусства заставили Петра Гергардовича изменить отношение к действительно- сти. В одном из интервью он упомянул Феофана Грека и то, как через его твор- чество сам пришёл к пониманию того, что преодоление страдания приводит к умиротворению, а умиротворение – к покою. Смирение и надежда – вот к чему стремился график долгие года, и это прекрасно видно в его картинах. Преодоление трагического восприятия жизни – то, к чему призывают зрителя простые контуры и тёплые тона на на- ждачной бумаге. . Роман ХОМУТСКИЙ, Татьяна НЕЧАЕВА Татьяна НЕЧАЕВА: Для меня Дик – художник, который понимает, что люди рождаются, но их существование конечно, они обречены на одиночество, а потом гибель. Всю свою жизнь мы пытаемся найти опору в этом одиночестве. Пластические композиции, не сюжеты, говорят о том, что человек ищет опору в ком-то ещё

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz