Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

43 Фото Павла ОСТРЯКОВА культура А Р Т - П Р О Е К Т пережившие самого мастера более чем на три столетия, каждый раз поднима- ется на сцену вместе с исполнителем. И это прочувствовали все сидящие в зале. Скрипка и виртуоз, который её держал в руках, творили чудеса: они то разго- варивали шёпотом, то гремели крещен- до, душа трепетала… Стоит вспомнить, что ещё при жизни мастера Страдивари на его счёт бытовало много легенд. Не- которые даже утверждали, что, дескать, мастер продал душу дьяволу или, на- против, его скрипки сделаны из облом- ков Ноева ковчега. Существует также мнение, что скрипки Страдивари так хороши оттого, что звучать по- настоящему они начинают только че- рез 200-300 лет. И скрипка, на которой играл Барати, дождалась своего звёзд- ного часа. У каждого инструмента Страдивари есть своё имя. Ту скрипку, что побывала на Липецком концерте, зовут Lady Harmsworth, дата изготовле- ния – 1703 год. Она ценится за особую певучесть, «дыхание» и объёмный звук. Воистину, на этом концерте в зале пели два голоса – Кристофа Барати и маэстро Антонио Страдивари. Библия скрипача Произведения, прозвучавшие на этом концерте, очень сложные – и в музы- кальном, и в духовном смысле. Сонаты и партиты для скрипки соло Иоганна Баха называют «Библией скрипача». А на сей раз прозвучали именно Соната- соль-минор и Партита ре-минор Баха, Соната Изаи «Наваждение» с прямыми музыкальными цитатами из того же Баха и две виртуозные пьесы Эрнста. По сути, была представлена широчай- шая палитра и философского осмысле- ния, и виртуозной школы. Скрипач и композитор Эрнст в широ- ких кругах не особо известен в отличие от своего современника Паганини, чьи каприсы узнает даже ребёнок. Но что касается его виртуозных пьес, на то си- дящие в зале преподаватели струнного отделения колледжа искусств весьма справедливо заметили: тому, кто сы- грал пьесу Эрнста, сыграть без оста- новки все каприсы Паганини – раз плюнуть. Виртуозная техника Кристо- фа просто ошеломляет. Ко всему сказанному остаётся добавить несколько слов о мистической подо- плёке происходящего, этого не могли не заметить сидящие в зале. Душа Стра- дивари изливалась своим непревзой- дённым голосом со смычка Барати. И когда люди, измотанные её взлётами и падениями, перепадами от величайше- го наслаждения к величайшим мукам, покидали зал, говорить не хотелось. Хотелось молчать и подольше удер- жать в себе это необычное состояние. Пусть и дальше поёт скрипка… Вместо послесловия Ещё раз хочется сказать спасибо Ли- пецкой филармонии и лично её худо- жественному руководителю Наталии Мекаевой, организовавшей этот кон- церт. Победитель крупнейших между- народных состязаний, таких как кон- курс Елизаветы в Брюсселе или Жака Тибо в Париже, Кристоф Барати высту- пает на лучших концертных площадках мира: Альте-Опер во Франкфурте-на- Майне, Берлинской филармонии, Кон- цертгебау в Амстердаме, театре на Ели- сейских полях, Зале Триэль и музее Французского Сената в Париже. В Рос- сии скрипач в третий раз. До Липецка его слышали только столицы – Москва и Санкт-Петербург. Именно филармо- ния смогла сделать так, что «тропа» для мировых звёзд, которые выступают на лучших столичных сценах, теперь про- легает и через наш город. 30 ноября в областном Центре культу- ры (бывший областной ДК) будет по- казан арт-проект «Тенора XXI века», в котором примут участие вокалисты ве- дущих театров, включая Большой те- атр, театр Ла Скала, московский театр «Новая опера». . Татьяна ЩЕГЛОВА Lady Harmsworth 1703 года рождения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz