Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

23 общество В Ы Б О Р В октябре прошлого года «Липецкая газета» подвела итоги областного конкурса. В числе самых уважаемых и почитаемых оказались: композитор Тихон Хренников, писатель и публицист Иван Бунин, философ и теоретик социалистического движения Георгий Плеханов, святитель Тихон Задонский ках». Однажды я спросил бывшего в от- ставке работника НКВД: «Что же вы натворили? Тройками судилимужиков, расстреливали без суда и следствия». Он ответил: «А как бы вы поступили на моём месте, если жители одного села друг на друга строчили доносы? О во- ровстве, о несогласии с политическим строем. Я должен был реагировать. Ведь каков народ, таковы и правите- ли». Вот так. Всё это было. Неужели люди не помнят? – Пётр Тихонович, но ведь голосовало за «Имя Россия» не старшее поколение. СМС и Интернет доступны в большинстве своём молодёжи и людям среднего воз- раста… –Вэтом-тои заключается загадка наше- го менталитета. Почти 145 миллионов населения, да с такой богатой историей, остаются по-прежнему непонятными западному прагматичному миру да и нам самим. Главное, что нужно пони- мать: с русскимнародомнадо считаться. Как бы его ни гнули, ни сбивали с пути, сила духа в нём сохраняется. Россия должна быть могучей, сильной, богатой державой – вот чего требуют люди. В том числе и молодое поколение. Любая демократия без дисциплины и без ответственности – это аморфное государство. В своё время Маргарет Тэтчер сказала, что демократию народу насадить нельзя. Должно созреть само общество, его потребность в свобод- ном развитии. А просто дать права и свободу опасно. Демократизация – длительный процесс. Наше российское общество восприняло демократиче- ские постулаты быстро. А самосозна- ние ещё осталось советское. Мы хоро- шо знаем свои права, но плохо – обя- занности. – В последнее время мы сталкиваемся и с такими взглядами, что сильным государ- ство может быть, если в нём господствует одна нация, один закон, язык, вера. Толь- ко сильная нация может и должна мудро, не ущемляя самобытности других наро- дов, населяющих государство, сохранять мир. Как вы относитесь к этим идеям? – Я с этим не согласен. Вот, к примеру, в США коренных индейцев можно по пальцам пересчитать. Их осталось не- сколько десятков тысяч. Почему же они должны господствовать над ирландца- ми, англичанами, французами, гол- ландцами и прочими народностями, проживающими там? – Но ведь Америка – это и есть единая на- ция, где люди, независимо от происхо- ждения, считают себя американцами. – Американцы – это искусственно соз- данная общность. Такая же была у нас – советский народ. Но им удалось остать- ся американцами, а нам советским на- родом – нет. Сегодня называть себя россиянами или русскими ни татары, ни удмурты, ни башкиры, ни другие на- родности не хотят. У нас до сих пор со- храняются автономии, округа. В Аме- рике же эти различия сразу убрали. По- явились штаты. И они с гордостью на- зывают себя американцами. А мы так и не стали по большому счёту ни совет- скими людьми, ни россиянами. – Может, поэтому российское общество поставило на пьедестал Александра Не- вского? Он золото отдал Золотой Орде, но сохранил русскую ментальность, тысяче- летнюю веру православную. . . – Вопрос о единой нации я бы адресо- вал историкам, научным деятелям. Тема действительно важная и непро- стая. Например, господин Жиринов- ский, поклонником которого я не явля- юсь, предлагает любопытную идею о создании в Российской Федерации гу- берний вместо автономий и округов. Задумка интересная. Возможно, со вре- менемколичествосубъектовРФумень- шится, а вновь образованные структу- ры – укрупнятся. Но, как говорится, поживём–увидим. А пока я бы назвал всех жителей Рос- сии простым хорошим словом – сооте- чественники. Важно понимать, что живём-то мы все в одном Отечестве. Оно нас вскормило, вспоило, дало нам возможность жить, учиться и работать. Уже только за это Отечество своё нуж- но уважать. Что же касается веры православной, то считаю, что та борьба, которую в двад- цатом столетии вела с церковью совет- ская власть, – это большая ошибка. Та- кая борьба ни к чему хорошему не при- вела. Ведь человек – это целое миро- здание. Каждый из нас индивидуален и имеет право верить. Главное, чтобы эта вера не создавала трудностей для окру- жающих. А у нас это право отняли, и те- перь у всех в красном углу стоят «теле- ящики». До революции у нас на терри- тории Липецкой области было около тысячи приходов. А сейчас восстанов- лена только четверть. Половина церк- вей канула в Лету безвозвратно. Да и Гражданская война была страшней- шим бедствием для России. Не хотел бы, чтобы всё это снова повторилось. – Кого бы лично вы назвали «Именем Россия»? –Нет такого исторического персонажа, который бы мне полностью импониро- вал. Хотя ко всем отношусь уважитель- но. Но слишком уж много противоре- чий в истории и в людях. Я и сам, как любой русский человек, противоречив. Вот если помечтать, то я бы соединил вместе величие и талант полководца Александра Невского, поэтическое да- рование Пушкина , финансово- хозяйственную основу Столыпина, же- лезную волю Сталина. Сюда же можно прибавить целеустремлённость Петра Первого – вот была бы грандиозная личность. Что касается Ленина, то с его помощью весь мир узнал, что такое рабоче-крестьянскаяреволюция! Ичто с простым народом шутить нельзя. Так что, анализируя результаты проекта «Имя Россия», нам всем есть над чем подумать. . Наталья СИЗОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz