Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
46 гид И М Я мом власти посчитали невозможным. Церковь была закрыта. Отец Михаил в 1932 году вынужден оставить семью в Раненбурге. Он полу- чает приход в соседнем Ново- Деревенском районе, в селе Дмитриев- ский Боровок. Уже в следующем году архиепископом Рязанским Ювеналием отец Михаил был возведён в протоие- рейскую степень. Предаст и человек, и камень Лавина массовых репрессий пришлась на 1937 год. В конце октября были аре- стованы восемь священнослужителей Ново-Деревенского района Рязанской области. Их обвинили в создании контрреволюционной организации. Поводом для ареста послужило то, что все священники соседних приходов в престольный праздник 1 июля прибы- ли в село Зимарово поклониться чудот- ворной Боголюбско-Зимаровской ико- не Божией Матери. В это время отец Михаил Кобозев служил в том же при- ходе, в котором и начинал свой священ- нический путь, в селе Благие. Непо- средственно отца Михаила обвинили в том, что он «…проводил антисоветскую и контрреволюционную деятельность, направленную на срыв всех проводи- мых мероприятий и озлобление кол- хозников против существующего со- ветского строя». По распространённой практике того времени обвинение строилось на доносах. Естественно, что люди шли в храм не только с духовны- ми нуждами, но и с заботамижитейски- ми. И, конечно же, в присутствии при- хожан священник высказывал своё мнение по различным вопросам. Ока- залось, то, что знали прихожане, знали и сотрудники НКВД. Так, в следствен- ном деле со слов одного из «сочувству- ющих власти» прихожан записано, что отец Михаил говорил: «Большевики живут только на обмане, расстрелива- ют своих братьев, которые вместе с ними работали, а в Писании Божием так и сказано, что настанут времена: друг друга будут продавать, и брат бу- дет стрелять брата, говорить будет ни- чего нельзя, так как камень, и тот будет предавать…» Слова оказались пророче- скими и для самого говорившего… Участь арестованных священнослужи- телей была предопределена заранее. Следствие было лишь формальностью, его вели только для того, чтобы соблю- сти внешний ритуал и затем привлечь священников к уголовной ответствен- ности. Интересен факт, на который обратил внимание внук отца Михаила – Н. Н. Кобзев – в следственном деле в «Анке- те арестованного» в графе «Состав се- мьи» нет упоминания об одной из доче- рей – Анне. По словам Николая Нико- лаевича, Анна Михайловна в то время жила не в Раненбурге, и, зная о грозя- щей его семье опасности, отец Михаил таким образом пытался отвести беду хотя бы от младшей из дочерей, всеоб- щей любимицы Анны. Следователь, проводивший допросы, настойчиво требовал от отца Михаила признательных показаний против себя и других священников. Отец Михаил вёл себя достойно. Он прекрасно пони- мал, что одним неосторожным словом может погубить своих собратьев. Отец Михаил Кобозев в своих ответах неод- нократно опровергал все обвинения следствия. Вот фрагмент допроса из следственно- го дела № 290 (орфография протокола сохранена полностью): «19 ноября 1937 г. Вопрос: При ваших сборах как в село Зимарово у Болховитинова, а так- же в поселке Ал-Невском имели место разговоры против существующего строя. Дайте следствию показания поэ- тому вопросу. Ответ. При наших сборах как в Зима- рово у Блоховитинова, также и в посел- ке Ал-Невском у монашки проходили разговоры только о налогоблажениию говорил я, а также и другие священни- ки, но против существующего совет- ского строя как я, также и мои коллеги ничего не говорили. Расписался. Кобо- зев. 20 ноября. Первой жертвой богоборчества в Раненбурге стала именно Вознесенская церковь, где служил отец Михаил По инициативе Рязанской епархии (в состав которой долгое время входила и наша раненбургская земля) решением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Кобозев был причислен к лику святых и включён в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века под именем Михаил Благиевский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz