Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
38 общество П А М Я Т Ь очерке «Авиационный щит столицы». А военный журналист А. В. Устинов в книге «С «лейкой» и блокнотом» вспо- минает: «В «Правде» 30 ноября был на- печатан мой снимок с подписью: «Младший лейтенант Коробейников, лейтенант Невкипелый, младший лей- тенант Алёшин, разрушив вражескую переправу в районе Малого Ярославца, сорвали наступление противника». Истина Что речь идёт именно о Кузьме Коро- бейникове, подтверждают страницы документальной повести Дмитрия Землянского «Высокое небо Витрука», рассказывающей не только о команди- ре 65 ШАП, но и о его товарищах по оружию. Фамилии Коробейникова и Невкипелого вновь рядом. «Январь 1942-го стал особо сложным в боевой истории 65-го штурмового авиаполка. Во время штурмовки вражеских объ- ектов погибли бесстрашные воины- герои комэски Г. Невкипелый и К. Ко- робейников. Сквозь январские метели мощные «Илы» понесли дальше на- чертанные на фюзеляжах их имена: «За боевых капитанов Г. Невкипелого и К. Коробейникова». Герои остались жить в памяти товарищей, в боевых де- лах полка. Вот так Невки- пелый и Коробейников оказались вместе и в под- виге, и в смерти. Только насчёт «капитана» и «ком- эска» автор несколько преувеличил в отношении нашего земляка. Итоги «боевой работы» л ё т ч и к а -шт у рмо в и к а Кузьмы Коробейникова в небе Подмосковья отраже- ны также в научной работе А. Г. Фёдорова «Авиация в битве под Москвой». На странице 126-й читаем: «Смертью героя погиб под Москвой лейтенант К. П. Коробейников, совершив- ший 48 боевых вылетов и уничтоживший при этом 17 танков, 7 огневых точек и несколько автомашин. Нередко приходилось ему отыскивать цель в сложных метеоро- логических условиях при плотном огне зенитной артиллерии». Сообщая эти данные, автор ссылается на конкрет- ные документы архива Минобороны. Так что, вне всякого сомнения, герои- ческая боевая биография уроженца села Репец Кузьмы Коробейникова вовсе не оборвалась, а только нача- лась огненным тараном (в горячке боя его приняли за таковой) под Ирсой. Ведь что такое огненный таран? Это когда лётчик, оказавшись в безвыход- ной ситуации в гибнущей машине, со- знательно направляет её на скопление сил противника, чтобы погибнуть, на- неся врагу максимально возможный вред. После такого обычно не выжи- вали. Или выживали, но оставались на всю жизнь калеками, как ещё один фронтовик из-под Задонска – стрелок ИЛ-2 А. И. Сафонов. Коробейников же всего месяц спустя после тарана успешно выполнял боевые задания под Москвой. Значит, как минимум для красного пропагандистского словца написано: «Лётчик ещё мог выпрыгнуть с пара- шютом и приземлиться на территории, занятой врагом. Но он этого не сделал». Видимо, сделал, и сделал вполне успеш- но, приземлившись на свою сторону фронта. Косвенное подтверждение того, что Коробейников направил на вражескую технику всего лишь успешно оставлен- ный им пустой самолёт, можно найти в официальной истории 65 ШАП. Здесь зафиксирован факт совершения огнен- ного тарана под Ирсой, но в графе «на- грады» стоит прочерк. Хотя в военно- патриотических очерках сообщается, что за свой подвиг Кузьма Петрович был «посмертно» удостоен ордена Красного Знамени. Но документаль- ные свидетельства его награждения за Ирсу отсутствуют. Может, всё-таки от- метили за героизм под Москвой? Впрочем, раз уж смерть К. П. Коробей- никова в результате огненного тарана оказалась сочинённой теми, кто при- вык увязывать подвиг с обязательной смертью героя, то и награждение Крас- ным Знаменем оказывается под вопро- сом. Ведь представление к высшим на- градам тогда было не только признани- ем боевых заслуг, но и подчёркивало политическую значимость совершён- ного. Одно дело, когда лётчик- комсомолец, не раздумывая, направля- ет горящий самолёт в смертельное пике «За Родину, за Сталина», и «чёрный удушливый дым от танков с крестами на башнях, расплываясь гигантской шапкой, разносит во все стороны весть о гибели Кузьмы Коробейникова, вер- ного сына Родины»... Другое, когда лётчик-профессионал, ещё довоенный выпускник Борисоглебской авиа- школы, налетавший до боёв определён- ный опыт, покидает гибнущуюмашину, доверенную ему Родиной, и спасает свою жизнь... Кстати, полковой товарищ Коробей- никова, Невкипелый, у которого на два боевых вылета меньше, был удостоен за бои под Москвой звания Героя Со- ветского Союза. Но он был коммуни- стом. А вот у Кузьмы Петровича, види- мо, не заладилось что-то по политиче- ской линии. Но это не помешало ему остаться в истории Великой Отече- ственной настоящим героем. Пусть и без Золотой Звезды. . Леонид МОРЕВ, г. Задонск Так художники-плакатисты изображали огненный таран во время Великой Отечественной войны Огненный таран – это когда лётчик, оказавшись в безвыходной ситуации в гибнущей машине, сознательно направляет её на скопление сил противника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz