Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
37 общество П А М Я Т Ь этого не сделал. Превратившийся в пы- лающий факел самолёт перешёл в от- весное пикирование прямо на скопле- ние фашистских танков... А когда обо- рвался его полёт, задрожала земля, и огромной силы взрыв потряс воздух. Запылали танки с крестами на башнях, к небу поднялся чёрный удушливый дым. Он рос, расплываясь гигантской шапкой, разнося во все стороны весть о гибели Кузьмы Коробейникова, верно- го сына Родины». Судя по стилистике, в основе воспоминаний, в лучшем случае, заметка из какой-то фронтовой газеты. А вот о том, что последний свой боевой вылет Кузьма Коробейников совершил под Москвой несколькими месяцами позже, свидетельствует документ офи- циальный – извещение, направленное из штаба 65-го штурмового авиацион- ного полка (ШАП) родителямлейтенан- та К. П. Коробейникова, который «ро- дился в 1920 г. вОрловскойобласти г. За- донск село Репец» (так в извещении). О второй, официальной дате смерти Кузьмы Петровича, судя по всему, было известно и некоторым очерки- стам, бравшимся воссоздавать воен- ную биографию лётчика. Но возникав- шее противоречие они решили просто – перенесли таран под Ирсой с сентя- бря 1941-го на январь 1942-го, и бои под Ленинградом перепутали с боями под Москвой. Дело в том, что где-то в конце сентября – первых числах октября 65-й ШАП был разделён. Две его эскадрильи пере- бросили на московское направление. Сделано это было не случайно. Из луч- шего полка отобрали лучших лётчиков для обороны столицы. За пару недель до этого личному составу 65-го ШАП зачитали на митинге телеграмму командующего фронтом: «За отличное выполнение боевых заданий по защите города Ленинграда от фашистских за- хватчиков объявляю благодарность всему личному составу 65-го ШАП, Уроженец села Репец Задонского района, лётчик-штурмовик Кузьма Коробейников, чьё имя навеки вписано в героические страницы Великой Отечественной, погибал дважды. Первый раз – 16 сентября 1941 года, совершив огненный таран в районе станции Ирса Киришского района на Ленинградском фронте. Второй – 8 января 1942 года «при выполнении боевого задания командования по обороне гор. Москвы от немецких оккупантов» уничтожившему большое количество автомашин и мотопехоты»... «Московские» эскадрильи оснастили самолётами ИЛ-2, и с 8 октября 1941 года они, также под именем 65 ШАП (что добавило потом путаницы воен- ным историкам), были включены в ре- зервную авиагруппу полковника Н. А. Сбытова. Группа действовала на Мо- жайской линии обороны Западного фронта. Причём, как вспоминал позд- нее сам Сбытов, ситуация здесь была настолько сложной, что его авиагруппа уже вовсю выполняла боевые задания ещё за два дня до своего формального создания: «Начав свои действия 6 октя- бря в районе Юхнова, истребители, штурмовики и бомбардировщики не- прерывно наносили удары по танко- вым и моторизованным группировкам войск противника». Особенно выделя- ет Сбытов как раз 65-й ШАП под командованием майора А. Н. Витрука. А среди лучших его лётчиков называет и лейтенанта К. П. Коробейникова. Действовали наши авиаторы смешан- ными группами. «Обычно впереди шли на большой скорости истребители МИГ-3, которые очищали воздух от фашистских истребителей и вызывали на себя зенитный огонь. В этот момент штурмовики ИЛ-2 с бреющего полёта внезапно нападали на вражеские ко- лонны и точными, молниеносными ударами поражали танки и автомаши- ны», – рассказывает Николай Александрович в своём мемуарном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz