Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
32 общество П РА В А Р Е Б Ё Н К А -С моей точки зрения, в нашем го- сударстве право детей на полу- чение образования не наруша- ется. Сегодня и у родителей, и у ребён- ка есть возможность выбора уровня и формата образования. И это мне, как руководителю, педагогу и маме двоих детей, очень импонирует. Городские дети могут учиться как в специализи- рованных и профильных гимназиях и лицеях, так и в обычной средней школе – всё зависит лишь от способностей учеников. Для детей с особенностями развития тоже есть свои учебные заве- дения. У сельских ребятишек возмож- ности иные, но и здесь делается многое. В связи с модернизацией системы об- разования у них появилась возмож- ность учиться в школах, инфраструкту- ра которых соответствует современ- ным реалиям. Сегодня существует жёсткий контроль за органами управ- ления образованием и школами со сто- роны государства, родительской обще- ственности, чтобы права детей в полу- чении образования были соблюдены. Дети рано узнают о том, что у них есть права. Правда, порой забывают, что прав без обязанностей не бывает. Ино- гда подростки манипулируют своими правами. Случается такое поведение и у родителей. Существует некая право- вая безграмотность. Важно понять мо- тивы, которые побуждают учеников совершать те или иные поступки. Ко- нечно, учитель должен быть в любых ситуациях эмоционально сдержанным. Но ведь он тоже человек. Главное – не перейти тонкую грань, отделяющую эмоциональный выплеск от дисципли- нарного проступка. Меня, как педагога и руководителя, больше волнует подростковый право- вой нигилизм, отрицание всего и вся. Отрицаешь право, значит, отрицаешь мораль. И если ребёнок отторгает пра- вовые нормы, прописанные в уставе школы, в Конституции, это означает, что его нравственная, духовная состав- ляющая с трещиной. И идёт она не всег- да из семьи, хотя там, конечно, к её углу- Право на кнут и пряник Римма Евгеньевна ПИНДЮРИНА, директор гимназии №19 блению тоже прикладывают руку. Чаще эта трещина возникает внутри подрост- ковой среды, с научения какого-то взрослого. И здесь важен диалог между родителями и детьми. Несколько лет назад это казалось невозможным. Роди- тели настолько потребительски относи- лись к школе, что даже проблемы с соб- ственными детьми перекладывали на наши плечи. Сегодня мы всё больше с родителями сближаемся. – Отсутствие физического наказания школьников за проступки, невозмож- ность учителю адекватно ответить на хамство учеников – это соблюдение прав детей? Или же мы просто идём на поводу у правовой мифологизации? –Как учитель и руководитель, я думаю, что это свидетельствует о соблюдении прав детей. Дело в том, что Россия всё больше позиционирует себя как право- вое государство. То есть мы пошли по западному пути развития. Но сказав А, нужно говорить Б и дойти до Я. И нуж- но жить, соблюдая права всех граждан нашей страны. Если мы публично гово- рим о правовом государстве, а дома воспитываем детей старым дедовским способом – то далеко не уйдём. Всё, что прописано в Конституции РФи в уставе школы, должны соблюдать все: и дети, и взрослые. Взять ремешок в руки в воспитательных целях – это прерога- тива родителей. Но это нарушение прав ребёнка, за которое можно понести на- казание. Как мама двоих детей, я могу сказать, что являюсь сторонницей такого типа воспитания, как кнут и пряник. Конечно, я себя ругаю, если повышаю го- лос или что-то запрещаю. Но я человек слова и дела – этого требую и от своих детей. Если мы говорим о пра- вах ребёнка в школе, то самая лучшая форма их реализации – это учени- ческое самоуправление, когда дети в своих руках держат нити школьной жизни и не только что-то предлагают, но и несут ответственность за свои предложения. – На Востоке к ребёнку относятся как к представителю «касты неприкасаемых». Но, став взрослым, он вливается в кол- лективный поток и теряется в череде по- добных. На Западе – человек, как лич- ность, очень значим. Это и в традициях народов заложено. У нас сейчас и культ ребёнка исчез, да и взрослый человек перестал быть ценностью… – Я считаю, что преклонение перед ре- бёнком в России исчезло с того време- ни, как был уничтожен культ семьи. Всё началось с Октябрьской револю- ции. Сегодня мы потихонечку начина- ем возвращаться к истокам. Ведь в со- ветское время детей всеми силами пытались увести из семьи. Теперь те дети сами стали родителями, но что делать с собственными детьми – они не знают. А ведь ребёнок имеет право на воспитание в семье. – На что ваш ученик имеет право, а на что нет? – Он не имеет права быть безнрав- ственным, аморальным. Он имеет пра- во на ошибку, на проступок, на проще- ние и понимание. – А на что имеют и не имеют право ваши дети? – Они имеют право на мою любовь, ла- ску, на то, чтобы я была почаще дома, на мою поддержку, как моральную, так и материальную. А не имеют права на то же самое, что и мои гимназисты: на ложь и безнравственность. Очень бы хотелось, чтобы они нас с мужем не обижали молчанием. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz