Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

21 экономика С ТА Н Д А Р Т нать работу. А начинать нужно с каче- ства управления. Главная проблема не в том, что сломалась деталь в автомо- биле. Это уже конечный результат в сбое, как говорится, программы. Как произвести перезагрузку в головах ру- ководителей? Для начала нужно прочи- тать книгу Эдвардса Деминга «Выход из кризиса». Там перечислены четыр- надцать принципов управления. Эта программа позволила провести преоб- разования в бизнесе США после кризи- са 70-х годов прошлого века. А сам Де- минг сумел подготовить в 50-х годах высших топ-менеджеров Японии, ко- торые поэтапно создали инновацион- ную экономику своей страны. В благо- дарность за это японцы учредили пре- мию его имени в области качества. Приведу лишь одну фразу из этой кни- ги: «96 процентов проблем обусловле- ны неправильной системой менедж- мента и только 4 процента – ошибками исполнителей». Кому обращены эти мудрые мысли? Прежде всего – руково- дителям. – Так что же сегодня нужно конкретно де- лать? – На этот вопрос ответил президент Дмитрий АнатольевичМедведева в сво- ём Послании Федеральному Собранию РФ. Он сказал, что российские компа- нии должны внедрить высокоэффек- тивные системы управления. Всё. Мо- дернизация экономики не произойдёт сама по себе. Даже самое современное оборудование, технологии не будут ра- ботать без эффективного управления. Я это понял 15 лет назад, когда работал на Новолипецком комбинате и прини- мал решение о переходе во вновь созда- ваемое подразделение – отдел глобаль- ного качества. Перед нами была по- ставлена задача, совместно с руководи- телями и ведущими специалистами всех подразделений, разработать и вне- дрить систему менеджмента качества, соответствующую требованиям стан- дартов ИСО 9000. Вот тогда, возглав- ляя отдел, на практике убедился, на- сколько стандартыИСО являются дей- ственным инструментом преобразова- ний на предприятии. И сегодня не слу- чайно уровень менеджмента комбина- та выше, чем на большинстве липецких предприятий. – В прошлом году в Липецке был прове- дён Всероссийский форум качества «Лучший опыт для лучшей жизни». Ка- ковы итоги этого мероприятия? – Это было очень зна- чимое мероприятие, на котором провели семь «круглых сто- лов» по различным отраслям экономики. Но меня огорчает, что мало сделано в разви- тие полезного разго- вора, состоявшегося на форуме. На про- шлой неделе такой форум прошёл в Казани. Из наших липецких предпри- ятий только «Липецкэнерго» напра- вил туда своих специалистов. В чём причина? Я уже несколько лет читаю лекции по менедж- менту качества и эко- логическому менед- жменту для специали- стов в этой сфере дея- тельности. Слушатели моих лекций так и го- ворят: вот бы это услышал наш шеф. Но как донести эти зна- ния, информацию до руководителей предприятий? Взять наши отраслевые совещания. На них нужно приглашать известных российских и зарубежных специалистов, чтобы они привнесли новые знания, рассказали об иннова- ционных подходах в менеджменте. Проблема косного мышления очень сложная, она имеет нравственные кор- ни. И она начнёт решаться, когда поя- вится потребность в изучении лучшего опыта. Постсоветские руководители медленно перестраиваются. Но если оценивать менеджмент в ма- лом и среднем бизнесе, то здесь вообще очень много проблем. Многие моло- дые собственники и руководители го- ворят: нам нужно быстро и без проблем получить сертификат ИСО. Им нужна бумага, которую можно повесить на стену в офисе для демонстрации клиен- там и партнёрам. При этом потреб- ность в системном изучении и исполь- зовании методов управления компани- ей у них не возникает. – Десять лет назад администрацией Ли- пецкой области учреждён ежегодный конкурс по качеству. Какова его задача? – Основная цель конкурса – донести до руководителей предприятий мо- дель делового совершенства, которая заложена в конкурсном механизме. Если сертификация на соответствие требованиям стандартов ИСО 9001 – это начальная школа, то реализуемая через конкурс модель делового совер- шенства – высшая школа. Предприя- тию важно не только участие в кон- курсе, но и знакомство с мировым опытом управления. В данную модель заложен оценочный механизм резуль- татов деятельности организации, ко- торый принят во всём мировом бизнес-сообществе. Основная задача заключается в том, чтобы предприя- тия проводили самооценку по всем аспектам своей деятельности, даже не участвуя в конкурсе. У нас принято оценивать результативность и эффек- тивность работы предприятия в основном по финансово-экономи- ческим показателям. А это только один из 32-х критериев модели дело- вого совершенства. Липецкая область была одной из пер- вых в России, где организовали такой конкурс и стали присуждать премии по качеству. В результате предприятия на- учились грамотно готовиться к уча- стию в конкурсе, соревноваться и по- беждать. Но вот саму модель делового совершенства ни одно предприятие даже не попыталось внедрить. Этот ме- ханизм успешно реализуют в западных компаниях. Мне довелось познако- миться с эффективностью действия этой модели управления на «Северста- ли», «Норильскникеле», принимая участие в обследовании этих предприя- тий в рамках конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества. Однако в России очень мало предприятий и организаций использу- ют этот метод. . Игорь СИЗОВ Сергей ЧЕРТОВ: Весь мир, а вместе с ним и Россия выбрали для построения эффективных систем управления стандарты ИСО серии 9000. Но мало кто знает, что европейцы создали стандарты ИСО на базе советской разработки – комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) Сергей ЧЕРТОВ: Липецкая область была одной из первых в России, где организовали конкурс и стали присуждать премии по качеству. В результате предприятия научились грамотно готовиться к участию в конкурсе, соревноваться и побеждать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz