Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
Фото Николая ЧЕРКАСОВА 20 экономика С ТА Н Д А Р Т Н асколько мы преуспели в этом важном процессе? На этот вопрос отвечает дирек- тор Центра инновационного менеджмента – председа- тель Липецкого областного отделе- ния Всероссийской организации качества Сергей ЧЕРТОВ. – Сергей Дмитриевич, для вас Всемирный день качества, который мы отмечали две недели назад, это ещё один повод по- праздновать или… – Для меня это ещё один повод заду- маться над проблемами в нашей эконо- мике. Чтобы решать их, нужны про- фессиональные программы информи- рования собственников и руководите- лей предприятий, ведущих специали- стов о современных способах иметодах ведения бизнеса, которые накоплены в мировой практике и успешно претво- рены в жизнь. Без эффективного ме- неджмента невозможно наладить успешный бизнес и планировать его дальнейшее развитие. Весь мир, а вме- сте с ним и Россия, выбрал для постро- ения эффективных систем управления стандарты ИСО серии 9000. Но мало кто знает, что европейцы создали стан- дарты ИСО на базе советской разра- ботки – комплексной системы управле- ния качеством продукции (КС УКП). Правда, в советской плановой эконо- мике такая модель управления оказа- лась невостребованной. Но Запад со- бирает всё лучшее и передовое, осмыс- ливает и использует. Вот так и нам нуж- но сегодня действовать. Если во второй половине ХХ века советские техноло- гии и разработки, в том числе и управ- ленческие, были передовыми, то сегод- ня нам ничего не остаётся, как изучать и применять на практике чужой опыт. Если мы это не сделаем сегодня, то участь нашей экономики и страны в со- временном мире будет незавидной. Инновационная экономика должна ис- пользовать мировой опыт. – Когда у человека ломается отечествен- ная машина, он по старинке ругает рабочего-сборщика… – И это в корне неверно. Беда в том, что у нас несоответствующее качество управления бизнесом. В стандартах ИСО прописаны восемь основополага- ющих принципов управления, с кото- рыми согласилось всё мировое бизнес- сообщество. Один из них – вовлечение персонала в деятельность по совершен- ствованию производства. Девиз компа- нии «Нисан» звучит так: «Предприятие – это кадры». У нас этот принцип не ра- ботает. И я об этом знаю не из газет – в качестве ведущего эксперта ассоциа- ции по сертификации систем менедж- мента «Русский регистр» я провожу об- следования на соответствие требова- ниям стандартов. И зачастую вижу си- туацию на предприятии лучше руково- дителей, которые проработали здесь много лет. – Почему? – Да потому, что у них нет механизма контроля по выполнению принятых решений. Обычно руководители про- водят совещания и заседания, на кото- рых опрашивают начальников подраз- делений. Но где гарантия, что они дают объективную картину? А ведь есть на- учный метод, эффективность которого показала всему миру Япония. Это так называемая президентская проверка, когда руководитель проверяет все структурные подразделения по опреде- лённой методике. Берите, изучайте, пользуйтесь! – Иной раз приходится слышать от руко- водителей, что сертификация по ИСО ни- чего не даёт… – Да, есть такое мнение. Сертифика- цию по стандартам ИСО прошли более семидесяти предприятий нашей обла- сти. Вопрос: на скольких из них нала- дили эффективную систему управле- ния за счёт этого механизма? Обычно, получив сертификат на систему управ- ления, руководители не предприни- мают дальнейших шагов по совершен- ствованию менеджмента организации. Мало кто пытается изучить лучший опыт внедрения управленческих стан- дартов на липецких предприятиях, та- ких как «НЛМК», «Индезит», «Липецкэнерго», «Липецкий силикат- ный завод» и других. В итоге выясняется, что ни одного тре- бования стандарта ИСО многие руко- водители не знают и знать не хотят. Как может принести пользу книга, которую не захотели открыть. Выходит, что сер- тификат получили формально, ради рекламы… До сих пор у нас мало кто понимает смысл определения «система менеджмента качества». Но давайте пе- реставим слова в этой фразе и получим: «система качества менеджмента». Сра- зу становится ясно, с чего нужно начи- Сергей ЧЕРТОВ: «Качество – в головах» Сегодня движение за качество – это форма борьбы человека за выживание в условиях экономического и экологического кризиса, за создание разумной, безопасной и удобной жизни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz