Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

46 гид И С Т О Р И Я брат, и дядя заказали себе копии. Бла- годаря этому до нас дошло единствен- ное портретное изображение Марии Петровны Семёновой, старшей сестры первой русской профессиональной по- этессы Анны Петровны Буниной. Для совершенствования своего мастер- ства в масляной живописи Наталья Се- мёнова обращается в Московскую ри- совальную школу, берёт уроки у из- вестных живописцев Карла Лаша и Вильгельма Тимма. Вскоре способная ученица переходит от копий картин своих учителей к самостоятельной ра- боте. Она пишет маслом портреты ку- зин Н. Поливановой и О. Корсаковой, тётушки Анны Александровны, её ма- тери – княгиниМ. А. Волконской. Наи- более удачной работой в этом жанре стал портрет брата, написанный осе- нью 1848 года. Это самое раннее изо- бражение будущего выдающегося путе- шественника, а тогда ещё студента Пе- тербургского университета Петра Пе- тровича Семёнова. Наталья петровна грот Крутой поворот в жизни Натальи Се- мёновой произошёл в 1850 году, когда она гостила у брата в Петербурге. Пётр Петрович познакомил её с из- вестным учёным-филологом, профес- сором Я. К. Гротом. Знакомство пере- росло в большое чувство, и вскоре со- стоялась свадьба Якова Карловича и Натальи Петровны. Наталья Петровна всю жизнь хранила искреннюю привязанность к братьям, к месту, где она родилась. По её настоя- нию семейство Грот приобрело имение Красная Слободка в Данковском уезде, в трёх километрах от любимой роди- тельской Рязанки, где летом обитала семья старшего брата – Николая Пе- тровича. А в двух километрах от име- ния Гротов, в деревне Гремячка Дан- ковского уезда, располагалась семья младшего брата –Петра Петровича. Их постоянное общение не прекращалось ни в Петербурге, ни в деревне. Часто местом семейных сборов становилась именно Красная Слободка, что запе- чатлено на одной из замечательных се- мейных фотографий. Новая роль жены и матери отодвинула на задний план увлечение живописью. С назначением мужа воспитателем при великих князьях Наталья Петровна всецело посвятила себя интересам но- вой деятельности и службы Якова Кар- ловича. Она становится личным секре- тарём супруга, помогая вести изо дня в день его собственные записки. Под влиянием мужа Наталья Петров- на начинает и свою самостоятельную литературную деятельность. Печа- таться она начала в детском журнале «Лучи», затем помещала свои статьи, рассказы, переводы (под псевдонима- ми: Русская женщина, Наталья Гр. и Н. Г.) по педагогическим, обществен- ным и литературным вопросам в «Журнале для Воспитания», «Совре- менной летописи», «Московских и Санкт-Петербургских Ведомостях», «Журнале Министерства Народного Просвещения» и других изданиях. Особенно её волновал злободневный тогда вопрос о роли женщины в обще- стве. Вот что она писала по этому пово- ду: «Самим Богом и природой отведена женщине не узкая область отвлечённо- го знания, а более возвышенная, более эстетическая область сердца и чувства. Она выше учёности, политического представительства, чиновничества, си- денья за прилавком или типографским станком. Даже самые симпатичные из женских призваний — учительство и медицина—становятся несимпатичны- ми, как скоро начинение головы сухими теориями преобладают над чувствами любви и сострадания к живому челове- ку. Есть такие уголки жизни, где ничто не может заменить нежной женской руки, благотворящей, утешающей, обо- дряющей, воспитывающей, сдержива- ющей молодые поколения, где женщи- на может приложить свой труд и свою деятельность, не соперничая с мужчи- нами и давая именно то, чего те не могут дать. Но для этого нужна искренняя, а не внешняя религиозность, нужны твёрдые нравственные правила, кото- рых именно недостаёт нашему обще- ству. Высшая задача женского образо- вания вовсе не в одних познаниях, а в пробуждении воли к добру, к деятель- ности живой, чуждой всякой выставки, пустотыи тщеславия, в чистоте мысли и жизни, одним словом, в приближении к тому идеалу христианского совершен- ства, который человечеству предстоит осуществить на земле». Много пишет она для детей. Отдель- ными изданиями в Петербурге выхо- дят несколько книг Натальи Грот: «Два маленьких носильщика», «Пло- ды благотворительности», выдержав- шая шесть изданий книга «Бог в При- роде». Последним трудом, изданным Натальей Петровной, была книга «Свобода в жизни и государстве. Этюд по Чаннингу». Она активно полемизи- рует с теми, кто обвиняет её в косно- сти, отсталости, предостерегая моло- дое поколение от безоглядного следо- вания всяческим новым веяниям: «Всё человечество, и старое, и новое, несо- вершенно и имеет свои хорошие и дур- ные стороны. Мудрость и истина за- ключаются именно в беспристрастии, с каким мы оцениваем то и другое, а не в бессмысленном упоении всем но- вым. У нас же всякое вновь возникаю- щее общественное стремление стано- вится каким-то стадным, какой-то мо- дой или бурным потоком, увлекаю- щим всех и всё. Не мало уже мы за это поплатились, не мало этим воспользо- валось всё враждебное России и её успехам! Хорошо ещё, что нас сдержи- вает мудрость и здравый смысл наше- Мария Петровна Семёнова – старшая сестра первой русской профессиональной поэтессы Анны Петровны Буниной Портрет бабушки Николай Петрович Семёнов, старший брат Н.П. Семёновой, впоследствии сенатор, историк, поэт-переводчик и биолог

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz