Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

15 власть З А К О Н неясности, отсутствие процедуры и чётких сроков исполнения и так далее. – А кто занимается правовой экспертизой в нашем регионе? – Есть ведомственная и независимая экспертиза. Первая проводится право- выми управлениями администрации области и регионального парламента. В ней также участвуют управления прокуратуры и юстиции. Независимую экспертизу проводит ра- бочая комиссия, в которуювходят пред- ставители правовых служб, юстиции, прокуратуры, общественности, органов местного самоуправления, депутаты. На заседаниях мы много спорим, каж- дый отстаивает свою точку зрения, зато и решения принимаются взвешенные. Наверное, поэтому практически нет представлений прокуратуры на наши нормативные правовые акты, и в судеб- ном порядке они не обжалуются, и чис- ло отрицательных заключений органов юстиции тоже невелико. – Однако, несмотря на высокое качество областных законов, коррупционеры всё же находят в них лазейки для своих не- благовидных поступков? – Очевидно, одни и те же законы будут проходить антикоррупционную экс- пертизу не один раз. Меняются време- на, обстоятельства, реалии жизни. Да и коррупционеры становятся изощрён- нее. Они быстрее обращают внимание на те моменты, которые юристы пропу- стили. Главное, на мой взгляд, – не превратить переэкзаменовки наших законов в кам- панейщину. Количество проверок не должно повредить качеству. А оно до- стигается «разбором» буквально каж- дой строки, каждого слова проверяе- мого закона. – Например? – Например, действующий на террито- рии региона закон «О поддержке инве- стиций в экономике Липецкой обла- сти». Неточности содержатся во многих статьях. При опре- делении понятия «облига- ция» говорится, что она «мо- жет также предусматривать право её владельца на полу- чение фиксированного в ней процента». Так имеет это право владелец или нет? И кто определяет такое право? В статье третьей говорится о государственной поддержке физиче- ских лиц, которая «предоставляется в соответствии с нормативными право- выми актами Российской Федерации и области». Какие именно акты? Или: «инвесторы обязаны ежеквартально в сроки сдачи бухгалтерской отчётности представлять сведения о выручке». Должны быть определены точные сро- ки. А что значит «выполнять требова- ния государственных органов и долж- ностных лиц, предъявляемые в преде- лах их компетенции»? Каковы эти тре- бования, есть ли у них разумный пре- дел? Вчерашние неточности в статье о конкурсном отборе инвестиционных проектов сегодня, в свете нового феде- рального закона, выглядят как корруп- ционные факторы. – А чем могут обернуться неточности за- кона для простых граждан? – Приведу в пример лишь один закон – «О порядке признания граждан мало- имущими в целях предоставления им по договорам социального найма жи- лых помещений муниципального жи- лищного фонда». Человек подаёт в ор- ган местного самоуправления по месту жительства заявление, к которому обя- зан приложить восемь документов. Здесь справки из органов по государ- ственной регистрации прав на недви- жимое имущество, по регистрации транспортного средства, налоговые де- кларации. Нужно подтвердить рыноч- ную стоимость автомашины и свои до- ходы. Причём, если документы будут представлены не в полном размере, за- явление вообще не будет рассматри- ваться. Как будто человек обращается не к своей, местной власти, а в запре- дельное и очень подозрительно к нему относящееся государство. В своё время я выступала против при- нятия этого закона в настоящем виде. Но мой главный аргумент («чтобы тебя признали малоимущим, нужно быть богатым») сочли неубедительным. На- деюсь, что переэкзаменовка этого зако- на пройдёт успешнее, чем его принятие. – А сколько всего законов предстоит про- верить? – В этом году запланировано прове- рить на наличие коррупционных фак- торов 135 законов и 48 постановлений. А вообще эта работа велась и будет ве- стись постоянно. – Рассчитываете ли на помощь обще- ственности? – Некоторые общественные организа- ции могут напрямую проводить право- вую антикоррупционную экспертизу областных законов. Но, к сожалению, не все общественники име- ют необходимые познания, чтобы этим заниматься. Я вижу роль общественно- сти, прежде всего, в повыше- нии правовой культуры и правосознания наших лю- дей. Ведь у нас очень много говорят о коррупции. Но вот попросили жителей области звонить (анонимно) по фактам взяток по телефону 22-87-87. Ни одно- го звонка. На заседании «круглого стола» в об- ластном Совете по вопросам противо- действия коррупции многие возмуща- лись по поводу поборов в детских са- дах, школах, вузах, больницах. Попро- сили назвать хотя бы одну фамилию. Ни одна не прозвучала. Перед тем же заседанием провели опрос среди горожан: приходилось ли им давать взятку? Люди в камеру гово- рили, что приходилось. И никто даже не подумал, что признаётся в престу- плении. Кстати, в принятом антикоррупцион- ном пакете законов говорится о повы- шении ответственности не только чи- новников, но и населения. Так, Граж- данским кодексом устанавливается за- прет делать чиновникам подарки стои- мостью свыше трёх тысяч рублей. Словом, успех в борьбе с коррупцией зависит не только от законодателей. – Спасибо за беседу, Людмила Николаев- на. . Александра ГАЛИНСКАЯ Людмила САЛАХЕТДИНОВА: Должностные лица не должны бояться брать на себя ответственность за принятие решений. Но решения эти нужно принимать в соответствии с установленными правилами, нормативными правовыми актами Обязательной для органов государственной власти и местного самоуправления становится полная и открытая для населения информация о своей деятельности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz