Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

37 общество Ф И З К У Л Ь Т У РА до 25 лет максимум. К сожалению, об этом мало говорят и задумываются в детских садах, школах и вузах. – В чём причина такого отношения? – Есть интересный посыл: «Я делаю так, потому что знаю!» И тогда всё ра- ботает. И человек никогда не собьётся с верного пути. Он знает, что ограниче- ние движений доведёт его до болезни. У нас чаще живут по другому принципу: «Делай, как тебе сказали». А зачем и что это даст человеку – не объяснили. И на этом построены почти все систе- мы общества. Человек превращается в пассивное существо, которым, кстати, очень легко управлять. То есть, у него нет мотивации. В 2002 году в школах попытались ввести физическую куль- туру как знание. Но учителя оказались в сложной ситуации, потому что их тоже к этому не готовили. Как развить способности, укрепить нервную или сердечно-сосудистую систему? Об этом знают немногие. – Можно ли заложить спортивное буду- щее ребёнка ещё до рождения? – Конечно, в спортивной системе есть масса наработок по этой теме. Всё на- чинается с ритма, в котором, например, будущая мама танцует под музыку. Связь здесь прямая: если мама двигает- ся, идёт активное кровообращение, приток питательных веществ к плоду. И клетки малыша запоминают это по- зитивное состояние. Поэтому после рождения ребёнок также будет стре- миться к движению. Но здесь важно помнить, что объём нагрузок должен быть разным (в зависимости от време- ни суток, биоритмов) и комфортным. Этому нужно учиться, в том числе на уроках физкультуры. У меня есть боль- шая мечта: чтобы в нашей области в ЕГЭ включили физкультуру. Эти зна- ния стали бы ответом на вопросы: как научиться собой владеть и как быть здоровым! – Но профессиональный спорт, как пра- вило, травмирует и даже калечит. Может, лучше выбрать небольшие физические нагрузки? – Спорт, в принципе, не может быть вредным. Другой вопрос –чтомыпони- маемпод спортом, и кто к чему располо- жен? В детском возрасте заниматься спортом необходимо. Во-первых, фор- мируются системы и функции ребёнка. Есть периоды, когда быстро растут ко- сти и медленнее мышцы. Это сложный момент. Издесь просто необхо- димы регулярные тренировки. Не для олимпийских рекордов, а для того, чтобы организм на- брал силу и развивался в гармо- нии. Конечно, навредить мож- но и в спорте. Примеры есть. Если тренер заинтересован только в разрядах и результа- тах, а закономерности спортив- ных тренировок игнорирует, то пользы от спорта не будет. Дру- гое дело – профессиональные спортсмены. Они знают, за что бьются, зачем выдерживают непосильные нагрузки. Но таких не очень много. И если грамотно всё про- считать, то в будущем со здоровьем всё будет нормально. – Чтобы не навредить, тренер или учи- тель физкультуры должны быть высоко- профессиональными, компетентными людьми. Много ли сегодня таких? – Это один из самых больных вопросов спортивного сообщества. Профессио- налов в этой отрасли сегодня действи- тельно немного, и большинство из них уже в солидном возрасте. Они работают ещё по старым схемам, критериям. А за последние десятилетия жизнь, эколо- гия, питание очень изменились, поэто- му нужны иные подходы, требования. Другой вопрос, что в Липецкой области нет ниодного профессионального учеб- ного заведения для сферы физической культуры и спорта. В то же время у нас есть уникальная областная комплекс- ная спортивная школа, и в каждом му- ниципальном образовании области трудятся её специалисты. Они ведут тренерскую работу по разным видам спорта и максимально нуждаются в бо- лее глубоком профессионализме как тренеры. – А как понять, каким видом спорта луч- ше заниматься? –На нашем сайте есть специальная диа- гностика. Каждый желающий может за- йти туда, ввести свои параметры и полу- чить информацию, к чему у него есть способности, каков его потенциал здо- ровья. Там же даны рекомендации, что нужно делать, чтобы этот потенциал со- хранить и приумножить. А спортсменам будет интересно узнать, каких результа- тов в выбранном виде спорта можно до- биться. Эти компьютерные программы составлены серьёзными научно- исследовательскими институтами. – Елена Анатольевна, а есть ли какие-то общие признаки, по которым без ком- пьютерной диагностики уже можно опре- делить «спортивный потенциал», ска- жем, у ребёнка? – Признаки, конечно, есть. У професси- ональных тренеров, чтоназывается, глаз намётанный, и они по росту и размеру стопы родителей и самого ребёнка, по конституции тела и психическим реак- циям могут дать общий «прогноз». На- пример, если ребёнок быстро мыслит, у него устойчивая нервная система, чёт- кие и быстрые реакции, он может стать гимнастом, легкоатлетом. Кстати, опре- делить это мог и обычный врач в поли- клинике. Знаю случаи, когда первые ре- комендации родителям и детям давали именно неравнодушные доктора, кото- рые делают ставку не на медицинские препараты, а на естественные силыорга- низма. Но чаще всего, к сожалению, пе- диатру бывает проще выписать справку, освобождающую от занятий физкульту- рой. А я бы сказала, освобождающую от жизни. Ведь если нет движения, тормо- зятся все процессыв организме. Остают- ся, образно говоря, мозги в нежизнеспо- собном теле. Сегодня, к сожалению, с двигательной активностью у нас боль- шие проблемы. Почти у каждого есть личный автомобиль. Все – от детей до взрослых – «прилипли» к экранам теле- визоров и компьютеров. Идёт мощная психологическая привязка к виртуаль- нойжизни. Ана улице–жизнь реальная. Иеслиребёнокне знает, что такое реаль- наяжизнь, онне захочет выходитьвмир. – Как освободиться от этой психологиче- ской привязки? –Если речь идёт о детях, то их нужно ор- ганизовывать. Меньше говорить и боль- ше делать.Издесьбольшуюрольиграют родители. Нужно грамотно подобрать Елена ПОЛЫНСКАЯ: Есть такое понятие: триединство человека. В него входят тело физическое, психическое и тело мысли – ментальное. Когда три эти составляющие находятся в гармонии – человек здоров, бодр, жизнерадостен, а значит, счастлив. Если же каждое «тело» живёт само по себе – человек долго идёт по пути «проб и ошибок», нездоровья, терзаний и сомнений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz