Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

47 гид И М Я П авел Дмитриевич родился 22 марта 1904 года в многодетной семье учителя Дмитрия Ивановича Алексеева в белорусском городе Гродно. Мать – Ольга Францевна была полячкой, занималась воспитанием детей. Первая Мировая война, затем революция заставили семью кочевать по России, бедствовать. Много детей в семье умерло. Когда осели на жительство в Лебедяни, в живых остались двое ребят Сергей и Павел. Добрый уютный городок стал постоянной пристанью для семьи Алексеевых. Жили сначала в комнатке райисполкома на третьем этаже, потом – на Кладбищенской улице, затем – на Воронежской в Еропкинском доме. В Лебедяни у Алексеевых родилась дочь Татьяна. Павел Дмитриевич учился в школе второй ступени, где в 1919 году вступил в комсомол. Был одним из первых комсомольцев города. 9 апреля 1921 года участвовал в работе 7-го Тамбовского губернского съезда комсомола. В 1921 году уехал в Ленинград, где работал учеником монтёра на заводе имени Калинина. Посещал вечерние врачебные курсы. Одновременно закончил советскую партийную школу 1-й ступени по специальности – художник. В 1925 году женился на Антонине Даниловне. Алексеев обожал технику, особенно – самолёты. Он много читал, посещал Ленинградскую военно-техническую школу, впитывал всё новое как губка. Боевое время открывало перед молодёжью большие возможности. 11 сентября 1925 года одобрили идею Алексеева об использовании в огнестрельном оружии при стрельбе интерференцию звуковых волн. В том же 1925 году он предлагает своё новое изобретение – обтюратор для киноаппаратов. 1926 год был особенно насыщенным в судьбе Павла Дмитриевича… Родилась дочь Изольда, он вступил в ряды ВКП(б) и стал курсантом 2-й военной школы лётчиков в Борисоглебске Воронежской области. Будучи курсантом, получил авторское свидетельство на изобретение «Устройство лебёдки», а 4 января 1928 года стал обладателем патента № 4206 на новое изобретение «Глушитель звука». Оно впоследствии широко использовалось в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. В 1929 году его направляют в Харьков младшим лётчиком эскадрильи имени Фрунзе. В 1930 году Павел Дмитриевич продолжает изобретать. Очередной плод его неутомимой мысли – указатель уровня бензина в баках самолётов. В 1930-1937 годах Алексеев — старший лётчик отделения авиаотряда в Севастополе, а с марта по май 1937 года — командир авиационной части отдельной армейской разведки. В 1937 году его списывают в запас, и до 1943 года он остаётся невостребованным. Алексеевы приезжают в родную Лебедянь. Здесь их застает Великая Отечественная война. Павла Дмитриевича назначают начальником штаба истребительного батальона Лебедянского отделения НКВД Рязанской области. К осени 1941 года враг подступил к Ельцу, приближался к Лебедяни. В городе – эвакуация. 30 октября 1941 года в Сибирь с двумя детьми отправляется Антонина Даниловна. Зимой 1942 года Павел Дмитриевич получает известие, что его жена умерла. Его отпускают за детьми. В 1943 году Алексеев заканчивает высшие стрелковые курсы Уральского военного округа и поступает в резерв 19-го офицерского полка города Чкалов. Здесь у него выявляют неизлечимую болезнь. С ноября 1943 года по апрель 1944 года он находится в госпитале, откуда направляется в резерв 53-го офицерского полка Москвы. После войны в СССР было много военнопленных, для содержания которых открывались многочисленные лагеря. В том числе и лагерь МВД №35 на станции Рождество Краснинского района, куда Павла Дмитриевича назначают начальником. Здесь он работал до закрытия лагеря – в феврале 1947 года. Павел Дмитриевич служил родному городу до глубокой старости на педагогическом и краеведческом поприще и оставил заметный след в истории города, ставшего для него родным. А Павел Дмитриевич, большой романтик, и после нашего выпуска из педучилища продолжал оставаться нашим верным другом-единомышленником. Вот отрывок из письма, адресованного мне Алексеевым, его мысли своевременны и злободневны и сегодня, и завтра: «Ваше письмо меня взволновало. Я долго не мог написать Вам о своей благодарности и как-то выразить своё душевное состояние, возникшее от Вашего письма. Спасибо за добрую память, до сих пор не стёртую временем. В нём и уважение, и нежность, и забота, и... боль. Мне нужно для поддержания своего рабочего состояния продолжать трудиться. Работаю. Посещаю классные часы в школах, веду беседы. Это нужно и для здоровья, и для поддержания наступательного духа. Мои темы это: нравственность, личность и общество, воспитание воли, патриотизм, эстетика и искусство. Признаюсь, далеко не всё находит отклик, просто не доходит до души и сердца. Вспомните из педагогики мысли о сенсорном воспитании. Не могу не написать о своих методах работы с надеждой, что, может быть, что-то пригодится и Вам. Коротко о главном. Знаете ли Вы своего дедушку, прадедушку и прабабушку… Длинен ряд Ваших родственников, от которых Вы произошли. Так и после нас будет продолжаться жизнь. Наша жизнь очень коротка, и надо её ценить, надо уметь видеть, как она прекрасна. Прекрасно каждое мгновение, прекрасно всё окружающее. Надо показать детям радость жизни, научить их любить каждую часть природы. Наше общество нуждается в создании сильнейшей общности людей, осознающих с малых лет себя частью общества, в котором и «я» что-то значу. Жизнь идёт быстро. Новые и новые формы деятельности человека заставляют и нас торопиться со знаниями, чтобы не отстать! К сожалению, жизнь своими годами сгибает людей и гнетёт разными недугами. Бывает, что исчезает из сознания не только прошлое, но и действительность. Откровенно – боюсь этого. Неумолимое время по-разному сметает с лица земли живое, но есть сила, которая до последнего часа поддерживает и облегчает гнёт— это любовь окружающих, дружба и благожелательность во взаимоотношениях, осознание того, что и я что-то значу в нашей жизни». . Материал подготовил Владимир АКИМОВ Павел Дмитриевич Алексеев Павел Дмитриевич Алексеев (второй слева) в окружении студентов педучилища

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz