Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
46 гид И М Я –В 1958 году, после окончания семи классов школы, я поступила в Лебедянское педучилище по специальности учителя начальных классов. Всего набрали таких две группы «семилетчиков», по тридцать с небольшим человек. Все годы учёбы методику рисования нам преподавал Павел Дмитриевич Алексеев. Ему тогда было всего 54 года, но нам, четырнадцатилетним, он казался стариком. Высокий, стройный, седовласый, интеллигентный дедушка вскоре стал нашим мудрым другом и наставником. Он сразу вошёл нам в душу, потому что был педагогом от Бога. Всегда спокойный умница Алексеев любил нас всех, как своих сыновей и дочерей. Мы, дети военного времени, были нищими и голодными, досыта не ели хлеба, ходили в одежде с чужого плеча. Но тяга к знаниям у нас была удивительная. Конкурс при поступлении – 12 человек на место. Павел Дмитриевич делился с нами знаниями об искусстве всех времён и народов, учил этике и эстетике, хорошим манерам и умению одеваться и даже способам самозащиты. Его любили все студенты, что давало повод отдельным преподавателям относиться к нему, к сожалению, высокомерно и пренебрежительно. Вот что писал он в письме нам, своим бывшим ученикам, уже состоявшимся в жизни людям: «Говорят, что прошлое гнетёт и всё мучительное за все годы суммируется и особенно трудно переживается. В этом есть доля правды, и знаю это по себе. Приходит сожаление о неверно принятых решениях, поступках и даже сказанных сгоряча словах. Я вновь переживаю многое из своей очень трудной жизни: досадую, горюю и радуюсь. Самым светлым временем моей жизни была работа в педучилище, где, однако, далеко не полностью удалось осуществить мои мысли в дополнение к бедной программе знаний для студентов педучилища. Много неприятностей на педсоветах выпало мне за дружеское общение с учащимися». Ничто не мешало нам обожать нашего Павла Дмитриевича, ходить к нему в кружок, наслаждаться длительными беседами о жизни, писать на природе этюды акварельными красками. Весной 1959 года Павлу Дмитриевичу, видимо, при поддержке администрации педучилища, удалось приобрести планер, который поставили в сарае, во дворе. Учитель увлёк нас мечтой летать. В планерный кружок записались Миша Уколов, Сима Редичкин, Юра Абрамов, Марина Дадерко, Клава Тройнина, Варя Маюрникова, Галя Рыжкова, я и кто-то ещё, сейчас не вспомню. Помимо планера было ещё два или три парашюта. Сначала мы занимались теорией, изучали законы полёта, складывали и раскладывали парашюты. Летом 1959 года Павел Дмитриевич неведомо где добыл грузовую машину. Мы погрузили в кузов полуторки планер, парашюты, палатки и выехали на территорию бездействующего аэродрома, неподалёку от совхоза «Агроном». Обосновались на опушке леса. Прицепили нашу фанерную машину к вбитому в землю колу. Кто-то сел в летательный Друг и Учитель Из воспоминаний Раисы УСОВИЧ, в прошлом – студентки Лебедянского педагогического училища, ныне – подполковника юстиции, ветерана труда аппарат, готовый управлять рычагом подъёма-посадки и педалью отцепления от привязи. Все остальные натягивали резиновый канат, прикреплённый к крюку передней части планера. По команде Павла Дмитриевича планерист нажимал на педаль и брал ручку управления на себя. Планер отцеплялся от кола и начинал двигаться вперёд-вверх. Резиновый канат отпадал самопроизвольно. При первых попытках наш командир позволял натягивать канат настолько, что планер едва отрывался от земли и, пролетев несколько метров, ребристым брюхом тормозил до полной остановки. Для нас это было чудом – полететь на настоящем самолёте. Когда, справившись с волнением, мы освоили упражнения, Павел Дмитриевич разрешил натянуть канат сильнее. И каждый из нас смог прочувствовать технику управления. Ручку на себя — фанерный элерон поднимается. Взлёт. Ручку в нейтральное положение – элерон на уровне крыла. Полёт. Ручку от себя – посадка. Восторг от полёта, ощущение возможности управлять планером кружили нам голову. Порой вместо плавного управления ручкой бывали резкие движения. И тогда планер падал либо на хвостовую часть, либо клевал носом. Бывали случаи и наклона на крыло, отчего случались поломки фанерной птицы. Павел Дмитриевич исправлял их сам или привлекал в помощники знакомых мужчин. Бывали у начинающих планеристов небольшие травмы. Кто-то при неудачной посадке ударился о переднюю часть кабины и разбил себе нос. Администрация педучилища, прознав об этом, запретила работу кружка. Планер готовится к полету «Орлята»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz