Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

41 культура М У З Ы К А Ведь никто сейчас не называет оперу итальянским жанром, хотя опера роди- лась в Италии, и не утверждает, что симфоническая музыка – это музыка только Европы. Джаз всегда опирался на плотную бы- товую культуру. Чтобы вернуть джаз в повседневную жизнь, необходима по- требность общества окружать свой быт хорошей музыкой: вечеринки, свадь- бы, проводы, дни рождения. Меня ни- когда не впечатляла оговорка, что не хватает средств, что тяжелые времена. Уверяю вас, дело не в этом. – Согласна совершенно. И спасибо вам за то, что все эти годы вы держите липец- кую часть «Джазовой провинции» на своих плечах. Зал снова был заполнен до отказа. И снова было много молодых слушате- лей. Хочется непременно отдельно сказать о Леониде Владиславовиче Винцкеви- че, создателе и арт-директоре фести- валя «Джазовая провинция», велико- лепном джазовом пианисте. Он из Курска, участвует в самых известных фестивалях джазовой музыки Евро- пы, России, Америки, Скандинавии, стран СНГ. Винцкевича справедливо называют человеком, воплотившим в жизнь уникальную идею «музыкаль- ного передвижничества». Несколько раз он выступал на фестивалях Лайо- нела Хэмптона, памяти которого была посвящена прошлогодняя «Джазовая провинция». На нынешнем фестивале Леониду Владиславовичу преподнес- ли от Липецка цветы – в честь недав- него шестидесятилетия. В фестивалях участвует и его сын Николай, ставший прекрасным джазовым музыкантом (саксофоны). А осень в Липецке пахнет джазом. Так сказал, открывая «Джазовую провин- цию-2009», Игорь Фёдоро- вич Верещагин. Он и вёл оба вечера, назвав их ещё пали- трой. В самом деле, в отличие от почти монографической, стройной программы про- шлого года, в нынешнем году – такое разноцветье. Первую команду возглавили оба Винцкевича, и именова- лось это выс тупление «Singularity», по названиюно- вого диска; слово переводится с английского как «ориги- нальность», «странность», «своеобразие» или «особенность». Этот великолепный диск, выпущенный фир- мой SLAM, можно было приобрести в фойе областногоДворца культуры, где и проходил фестиваль. И вдруг вдумчи- вые- задумчивые саксофон-монологи Николая Винцкевича сменились весе- лой, задорной вещью, которую он, ока- зывается, написал для Лайонела Хэм- птона, – «Salute to Hemp!». И мы слуша- ли это приветствие великому музыкан- ту, зная, что его уже нет на свете. А Ни- колай, оказывается, отличный мело- дист! …Народный артист России Алексей Алексеевич Кузнецов, благородный, академичный, патриарх отечественно- го джаза, с трепетом сказал, что у него в Москве мастер-класс. И как только вы- рвался на наш фестиваль этот удиви- тельный человек, ведь его жизнь рас- писана на годы вперёд!.. Его диски… Да что говорить, если у меня хранятся чуд- ные его записи тридцатилетней давно- сти на ещё виниловых пластинках. Джаз и душа. Это благородная музыка. Она русская. Зал слушал замерев. Даже все мобильные телефоны были отклю- чены. И в абсолютной тишине играл Кузнецов. А потом к клавишным под- сел Винцкевич-старший, и они сыграли вдвоём. Винцкевич вскочил: – Друзья, если есть радость, то она здесь, сейчас! Имы откликнулись на его слова соглас- ной, благодарной овацией. А сцена нашего областного ДК (Центра культуры) была в этот вечер нежно- синей. Ина ней появились вдруг два ги- тариста – Фернан Ромеро (Аргентина) и Роман Мирошниченко (Россия). В их дуэте (а он молодой, дуэт этот) спле- лось всё: джазовая гитара, фламенко и самые разные, филиграннейшие приё- мы игры на этом инструменте. С перво- го же номера оба покорили зал безу- словно – такая была реакция. На этом подъёме и прошло их выступление. Пьесы-состязания. Пьесы-дуэты. Фер- нан пел. По-испански, конечно. В за- ключение была исполнена композиция их учителя Эл ди Миолы «Paranta». А Фернан успел, оказывается, поучиться ещё и у великого Андреса Сеговии. Содружество джазовых инструмента- листов и вокала – вещь в джазе безу- словная. Но вот любование!.. Такой была на сцене джазовая вокалистка Ве- роника Мортинсен из Дании со своим квартетом. Она окончила Королевскую музыкальную академию и консервато- рию в Копенгагене по классу компози- ции, поэтому исполняла собственные вещи. В чёрно-малиновом кружевном платье, с шапкой тёмных волос, она от- ступала в сторону во время соло кого- то из её квартета и любовалась им, и пританцовывала, а в заключение же- стом предлагала нам порадоваться вме- сте с ней такой импровизацией и по- приветствовать музыканта. …Оба вечера по традиции все участни- ки «Джазовой провинции-2009» брали друг друга за плечи и кланялись. Зал ру- коплескал, подняв руки вверх. …Они уходили со сцены, а мы проща- лись с музыкантами. До следующей «Джазовой провинции». До того, когда в осеннем воздухе вновь появится аро- мат этого неотразимого джаза. . На фестивале побывала и с Игорем Верещагиным беседовала Ольга КЛЕКОВКИНА, фотографировал Николай ЧЕРКАСОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz