Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
39 культура М У З Ы К А массовое сознание уже начинал прони- кать рок. Но сам по себе джаз с тех пор не стал меньше. Вовсе нет. Наоборот, крепчал, может, не так заметно... В принципе, интересных джазовых ис- полнителей у нас не убавилось. Фести- вали были и в 70-х годах, а в учебных заведениях страны тогда же начали от- крываться отделения, где обучают джа- зовой музыке. – А как к джазу пришли вы? – Сначала в школе интересовался: рок, тяжёлый рок. Хотелось это всё играть. А потом стал как-то перерастать вну- тренне. Овладел техническими сред- ствами, музыкальным языком. В джазе завораживало что-то такое глубинное, таинственное. Казус, но в пятом классе, в анкете по профориентации я написал: джазист. Предопределение?.. От пиете- та, который мои родители испытывали перед этой музыкой, что-то передава- лось и мне. Но джаз звучал в нашем доме эпизодически, не тотально. Пере- давался какими-то определёнными штрихами. Мама ещё говорила, что в конце сороковых годов слово «джаз» ассоциировалось у неё чуть ли не со словом «фашизм». Так это вдалблива- лось в мозги того поколения. А ведь знал-то я мало. Отдельные фамилии. Армстронг. Фитцджеральд. На форте- пиано занимался без интереса. Под ма- миным «прессом». У неё не проходила надежда, что сын поймёт. Только лишь когда я стал играть в школьном ансам- бле, изменилось моё отношение, пони- мание. Интерес к занятиям появился. И когда встал вопрос, чем же заниматься после школы, просто ничего другого для меня и не осталось. Для родителей процесс моего «окультуривания» ока- зался сверх ожидаемого, когда я сказал, что поступаю в музыкальное училище. Это было в Виннице. Потом учился в Донецкой консерватории. – Вот ведь интересный какой путь… Спа- сибо. Но вернёмся к «Джазовой провин- ции». Теперь в нашем с вами городе Ли- пецке зал переполнен, часть публики со- всем молодая и, по-моему, ориентирова- на на рок. . . –Я думаю, что это фестиваль вырос. Он уже четырнадцатый по счёту. Вообще фестиваль проходит под патронатом Российского Фонда культуры. А начи- ная с 2002 года наше областное управ- ление культуры и искусства (в нынеш- нем году эстафету из рук Фёдора Ильи- ча Жиляева приняла Татьяна Васи- льевна Горелова) полностью финанси- рует «Джазовую провинцию» в Липец- ке. – Показательная и замечательная под- держка. И всё-таки джаза в городе мало. Спасибо Липецкой областной филармо- нии – её афиша не остаётся без джазовых концертов. Вот совсем недавно к нам приезжала американская джазовая пе- вица Текора Роджерс. Но фестиваль есть фестиваль, и «Джазовую провинцию» потом вспоминаешь целый год. А скажи- те, Игорь Фёдорович, что испытывает джазовый музыкант там, на сцене?. . – Это такой своеобразный психологи- ческий процесс, когда собирается вое- дино всё, что ты умеешь. Своеобразие импровизации. Озарение, спонтан- ность, решения ситуаций рождают не- повторимую атмосферу. А Леонид Винцкевич! Он же на эвристическом уровне работает – открытия, свежесть. И на это тут же откликаются другие му- зыканты на сцене. Помните главных звёзд прошлогоднего фестиваля – лауреат премии «Грэмми», вокальный квартет «New York Voices»? В своём жанре это может быть лучший коллектив. То, что они делали на сцене, – некое действо. – И всё это передавалось зрительному залу, в котором такая благодарная публи- ка. . . – В Липецке есть зрительский, слуша- тельский «костяк». У нас хороший слу- шатель, понимающий, хорошо реаги- рующий. Музыкантам, выступившим в Липецке хоть раз, всегда хочется сюда возвращаться. Даже ещё в 90-е годы, когда в зале ДК НЛМК (помните, фестиваль проходил там?) были свободные места, Санкт- Петербургский музыковед Владимир Фейертаг заметил: «В зале было мало, но зато все наши!». – Теперь уже немало. Свободных мест нет! – Да, это так. И ещё в 1996 году, когда мы вместе концертировали, Сергей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz