Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

44 гид Ч Т Е Н И Е *материалы для рецензии предоставлены сетью магазинов «Книгомир»* К ритики и биографы относят прозу и стихи этого автора к «натуралистической школе», которую проповедовали так называемые «битники» – пе- редовая творческая прослойка 1940- 1960-х. Чтобы неискушённому читате- лю было понятнее, поясню: сам Буков- ски утверждал, что пишет «подпольно и не богато», а манера его складывалась частично из языка раннего Хемингуэя, Сэлинджера, Селина, Вийона. Из наи- более близких ему по духу современни- ков можно назвать, пожалуй, Генри Миллера, с оговоркой – Нормана Мей- лера, которого, кстати, Буковски очень ценил. Если сравнивать с кем-то из рус- ских писателей, то это, несомненно, Сергей Довлатов. В книгах Хэнка очень много «характе- ра», безучастного и в то же время бо- лезненно сострадательного созерца- ния реальности глазами блудливого пьяницы и тунеядца. За сухими, ко- роткими и очень точными фразами, наполненными сарказмом, кроется мироздание самого Чарльза, ведь са- мый частый герой его новелл и рома- нов – некто Генри Чинаски, литера- турная проекция самого себя на стра- ницы собственных книг. Будь Сергей «Шнур» Шнуров писателем, а не му- зыкантом и бизнесменом, – писал бы в точности как Буковски. А вот Илья Стогофф, чьи ранние опусы снискали ему славу «русского Бука», несмотря на видимое сходство проблематики, являет абсолютно иную субстанцию. Ведь если к концу жизни, будучи уже вполне известной и востребованной фигурой, Чарльз Буковски так и не смог оценить буржуазный комфорт, оставаясь до семидесяти четырёх лет всё тем же неприкаянным доброволь- ным изгоем духа, то питерский «про- должатель» его великого дела скатил- ся до пошленьких брошюр для тинэйд- жеров, слепленных на потребу. А что, «надо же семью кормить», сознаётся сам Стогофф. Мимолётный семейный опыт у Буков- ски случился лишь однажды и оставил памятью о себе единственную дочь. Свой меморандум нежной половине человечества писатель изложил в одном из лучших своих романов «Жен- щины», где распутство не то чтобы вос- певается, но составляет, собственно, базис и содержание общения с дамами. На днях я прочитал в очередной раз не- давно переизданный у нас последний роман Буковски, написанный им перед самой кончиной в 1994 году. Посвяща- ется книжка плохой литературе и на- зывается «Макулатура», в оригиналь- ном варианте – «Pulp», то есть бук- вально низкокачественная бумага, по- лученная от переработки макулатурыи предназначенная для производства де- шёвых, «бульварных» изданий. Назва- ние недвусмысленно намекает на со- держание: помните «Криминальное чтиво» («Pulp Fiction») Квентина Та- рантино? Так вот, «Макулатура» вы- полнена в жанре романа-нуар, а имен- но – в традициях популярных историй о протухающих в грязноватых конто- рах детективах, еле сводящих концы с концами и выполняющих заказы по частному сыску за шесть долларов в час. «Главный герой по имени Ник Би- лейн списан с незабвенного Филиппа Марлоу — циничного и обаятельного частного детектива, пропойцы и баб- ника, бывшего постоянным героем Реймонда Чандлера и воплощённого на экране Хэмфри Богартом в класси- ческом «чернушном» фильме «Боль- шой сон», 1946», – пишет в газете «Коммерсантъ» Алексей Медведев. Я бы ещё от себя добавил, что Ник Би- лейн, может быть, и списан с Филиппа Марлоу, но своими качествами автор его также не обделил, это чувствуется с первых строк. Чрезвычайно забавно воображать себе старину-Бука в обра- зе частного детектива, ей-Богу! Осо- бенно с учётом сюжета: Билейна нани- мает сама Леди Смерть, предстающая в образе сексапильной красотки, да не зачем-нибудь, а разыскать в Лос- Анджелесе якобы скрывающегося от неё Луи-Фердинанда Селина, прики- дывающегося страховым агентом. Сле- дуя канонам классических образцов жанра, детектив одновременно ведёт сразу несколько дел, которые позже мистическим образом сходятся в один клубок. Тут вам и инопланетяне, стре- мящиеся захватить Землю, и Красный Воробей, и ипподром, и неизменные бары, в каждом из которых (кто бы со- мневался!) Ник находит кучу неприят- ностей на свою голову. Один из немногих неавтобиографиче- ских романов Чарльза Буковски, но от- того ещё более интересный, дарит чи- тателю всё то, что можно ожидать от этого писателя. Юмор, абсурд, фанта- стика, эротика. Первую свою книгу Хэнк посвятил «никому», последнюю– плохой литературе. И попал пальцем в небо. Если он полагал, что его проза на- столько плоха, что никому не нужна, так он сильно ошибался. . Роман ХОМУТСКИЙ Криминальное чтиво Чарльза Буковски посвящается плохой литературе Сегодняшний сеанс пристрастного литературного препарирования будет посвящён американскому маргинальному классику Чарльзу «Буку, Хэнку» Буковски

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz