Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

13 главная тема З О Д Ч Е С Т В О ются. Саморегулирование подразуме- вает неприемлемое для этой части спе- циалистов финансовое бремя, на них накладываются такие же обязатель- ства, как и на крупные проектные орга- низации. Целый отряд профессиона- лов, таким образом, может оказаться за бортом. У меня много существенных претензий к нашим законодателям. Я пятьдесят лет работаю в профессии и не помню периода, чтобы в нашей стране отсутствовал органфедеральнойиспол- нительной власти, ответственный не- посредственно за строительство. Сей- час такой структурыне существует. Есть лишь Министерство регионального развития, наделённое слишком боль- шим кругом обязанностей. В том числе пытается заниматься оно и вопросами архитектуры с градостроительством. Но для эффективного развития этой от- расли необходимо обособленное учреждение. И одной из важнейших его функций должна стать разработка схе- мы территориального планирования России. Без этого немыслимо строи- тельство железных и автомобильных дорог, больших производственных и жилых комплексов и так далее». – Каковы насущные проблемы архитек- торов в период кризиса? С.А. Сошников: «В период кризиса первыми остаются без заказов проек- тировщики и архитекторы. Следом – строители. Работу этих отраслей, на- верное, можно назвать барометром со- стояния экономики страны вообще». Б.П. Канцане: «Архитектура – это от- расль обслуживания. Во многом её раз- витие напрямую зависит от благополу- чия строителей. Не будет заказов от них – встанет и наша работа. Раньше была широко распространена «бумажная» архитектура, где советские специалисты были признанными ми- ровыми лидерами. Но эти проекты так и оставались на бумаге. В наше время архитектура должна носить исключи- тельно прикладной характер. Сейчас, в кризис, архитекторам живётся неслад- ко. Если большие проектные организа- ции имеют широкий профиль и отно- сительную стабильность, то малень- ким мастерским приходится буквально выбивать заказы». – Нет ли опасности, что из-за трудностей может произойти отток специалистов из профессии? Б.П. Канцане: «Бывших архитекто- ров не бывает. Я, конечно, не имею в виду случаи Макаревича или Данелия, когда у людей возобладало другое их творческое начало. Более того, такого темпа развития архитектурных дина- стий, как в Липецке, я не знаю больше ни в одной другой областной органи- зации архитекторов. Вы только по- смотрите: Мордухович – отец и дочь, Сошников – отец, дочь, зять, внук, Вы- соцкий – отец и сын, Дмитриевы – супруги, дочь, сын. И это несмотря на то, что период истинного благоден- ствия для архитекторов был весьма непродолжителен, ведь долгие годы за архитектурные проекты не платили тех денег, которые привыкли получать за аналогичный труд во всём мире. Ар- хитектор – призвание, которое не даёт покоя». В январе 2009 года ушёл из жизни талантливый липецкий архитек- тор Геннадий Михайлович Алек- сандров. Его творческая биография на- чалась в Липецке в 70-х годах прошло- го столетия в институте «Липецкграж- данпроект». Александров родился в городе Себеже Псковской области в 1950 году в семье военнослужащего. После окончания архитектурного факультета Ростовско- го инженерно-строительного институ- та по направлению оказался в Липецке, где начал свою трудовую деятельность. Липецк в 70-е годы начал бурно застра- иваться. Только что проектная контора «Облпроект» получила статус проект- ного института под названием «Ли- пецкгражданпроект». Здесь уже рабо- тало полтора десятка архитекторов. Уже строились здания финбанковских ра- ботников на площади Плеханова, админи- стративное здание «Главлипецкстроя» с магазином «Сказка» по улице Советской, действовал новый областной драмте- атр, Дом печати на площади Плеханова. Но таких значимых зданий в городе были единицы. Коллектив архитекто- ров работал по сложившимся штампам, копируя лучшие образцы архитектуры, появившиеся в последнее время в Мо- скве, Ленинграде и крупных промыш- ленных центрах. В это «серое» для архитектуры время в институте появился Александров. Он был молод, задирист, полон идей, вдох- новлённых архитектурой Ростова – крупного промышленного и культур- ного центра России. Первые же проек- ты молодого специалиста явственно свидетельствовали: он не собирается работать по устаревшим образцам. Его не сразу поняли и приняли, но, будучи по природе своей выраженным лиде- ром и обладая поистине чудесной при- тягательной силой, Геннадий Михай- лович вскоре смог завоевать доверие рядовых архитекторов и конструкто- Архитектор Александров В Международный день архитектора мы не можем не вспомнить человека, который на протяжении многих лет создавал «жемчужину России». (В разговоре с Берутой Павловной и Сергеем Алексеевичем это имя звучало особенно часто) Геннадий Алесандров (слева) с президентом Союза архитекторов России – Юрием Гнедовским

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz