Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
43 культура М А С Т Е Р – Натура подавляет меня. Мои чувства сильнее того, что воспринимают глаза. Вот мой учитель и коллега ВикторСемё- нович Сорокин был с натурой на «ты». А мне комфортнее работать в мастер- ской. Когда я был молод, обогащался академическими знаниями в учебных заведениях, меня хорошо подготовили, научили срисовывать с натуры. Позже, когда я приобрёл достаточный багаж, понял: могу накапливать зрительные впечатления, а потом воспроизводить их на холсте. Я не выхожу с мольбертом на открытый воздух, но на моих пейза- жах нет никаких вымышленных объек- тов. Всё совершенно реально. Вообще, я самый настоящий реалист. Не натура- лист, не копировальщик, подчёркиваю. Это как раз и означает реальность – не стопроцентную достоверную подлин- ность – всего того, что присутствует на моих полотнах. Натура для меня – это повод что-то нарисовать. Я вижу сюжет, пишу не предметы, но ситуации, кото- рые где-то внутри меня генерируются под влиянием впечатлений от подсмо- тренного где-то. Самое удивительное, что каждый раз выходит совершенно не то, что яизначально задумывал. Еслибы получилось в полной мере перенести на холст то, что бушует внутри меня, свер- шилось бы настоящее чудо. Не хватает человеческих средств, чтобы всё вопло- тить, надо, наверное, быть инопланетя- нином для этого. Художнику- натуралисту очень легко живётся: вы- брался на бережок, срисовал берёзки у речушки и был таков. Как пришёл на этюд с пустой душой, так ушёл. Я же каждыйраз отрываюот себячастьдуши. И всё равно – мои фантазии гораздо глубже, серьёзнее, чем результат моих творческих потуг. – То есть, остаётесь неудовлетворённым от собственных картин? – Неудовлетворённость заключается в том, что мне ещё ни разу не удалось в полной мере реализовать задуманное. Обычно работы надолго отправляются в дальний угол, а через несколько лет я извлекаю их на свет Божий. И мне нра- вится! Причём, чем старше холст, тем приятнее его впоследствии изучать, как будто бы и не я вовсе его создал. – Вас могла бы вдохновить на картину какая-то история или литературное про- изведение, пережитая вами эмоция? – Не придумали ещё, наверное, такого рассказа. Специфика моего творче- ства такова, что я черпаю вдохнове- ние из визуальных образов. Я должен увидеть, – тогда я попросту больше почувствую. Эта сторона восприятия, этот раздражитель развит у меня в большей степени. А устные источники полезны для писателя. У меня был приятель Владислав Зорин – извест- ный наш поэт. Однажды мне довелось побывать в его родном селе в Тамбов- ской области. Так вот, тамошние жи- тели рассказали мне местную «стра- шилку» о том, как под мостом над реч- кой нашли отрезанную голову. Пере- сказал я при встрече услышанное Зо- рину, и он написал огромное стихот- ворение! – Художника надо хвалить или ругать? Есть ли вообще в здоровой критике раци- ональное зерно для творца? – Живописца, с задержавшейся дет- ской психикой, такого, как я, необходи- мо только превозносить. Можно ска- зать, если что-то не нравится, – это нормально. В конце концов, всем нра- виться невозможно. Но подвергать ис- пепеляющей критике – нет, увольте. А вообще, посмотрите на мои работы, и вы сами всё поймёте. Не верьте художникам-болтунам. За художника должны говорить его картины. . Роман ХОМУТСКИЙ Николай ЧЕРКАСОВ (фото) «Март». 2002. Холст, масло «Фантазийный пейзаж». 2002. Оргалит, масло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz