Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
42 культура М А С Т Е Р ку. А в сказке жить не только ребёнку приятно, но и взрослому. Сочетания цветов, которые можно увидеть на моих картинах, – выдумка. Но выдумка добрая, жизнеутверждающая. – Если разобраться, в вашем изобрази- тельном методе есть нечто очень детское. Ведь ребёнок не ставит перед собой каких-то глобальных целей, когда рису- ет. Он отражает реальность такой, какой она ему представляется, и не делает раз- личия между объектом и его изображе- нием на листе бумаги. Маленький худож- ник как видит, так и рисует. –Мы все внутри дети! Только зачастую не знаем, в чём у нас это проявляется. Мне кажется, раз и тебе, и мне нравит- ся одно и то же, одни и те же сочетания цветов, значит, мы родственные души. Раз говорят, что я ни на кого не похож, значит, это присуще мне как художни- ку. Приходится постоянно слышать: «Ты какой-то сумасшедший, бешеный! Другие – добрые, умиротворённые на своих холстах». А я совершенно обыч- ный человек, вообще не замечаю, что отличаюсь от кого-то! Просто у меня много желания работать. Работать творчески. Точить гайки не смогу, за- скучаю на второй день. Однообразие для меня – дикость. Повторение – рав- носильно смерти. Поэтому в плане формы мне не интересно создавать по- хожие картины. С точки зрения сюже- та – у меня много автопортретов. Это возможность посмотреть на себя само- го со стороны, поиздеваться над собой. Я же не могу писать кого-то и предпри- нимать смелые эксперименты, – чело- век и обидеться может. К тому же, я до- кументирую собственную жизнь. Вот автопортрет тридцатилетней давно- сти, а вот совсем недавний. Разница ведь налицо! Физически люди меняют- ся с годами, но что мне удалось сохра- нить – юношеский запал, задор. В мо- лодости я был весьма активным чело- веком. Внутренне остаюсь таковым и сейчас. Только что не бегаю. Остальное – то же самое. – Неужели ваши взглядына жизнь с тече- нием лет не менялись? Ведь у вас доста- точно непростая творческая судьба? – Если что-то и изменилось, то только под воздействием внешней среды. Ведь нынешнее молодое поколение не заста- ло коммунистического режима. Вам, слава Богу, не понять, что такое – рабо- тать из-под палки. Нам говорили: «Ты должен быть портретистом, а ты – ри- совать производство на металлургиче- ском заводе», то есть тематику творче- ства определяли без художника. Рань- ше, примерно раз в четыре года, прохо- дили зональные выставки. Кто и что рисует – распределяли заранее. Мне от- вели «строительную» нишу. Зачем мне строителей писать, я вас спрашиваю?! – Я видел в альбоме, где ретроспективно представлено ваше творчество, этих строителей. Весьма бодрые получились, зря вы так! – То, что попало в альбом, никогда не экспонировалось на выставках. Когда в выставкоме увидели те холсты, схвати- лись за головы: дескать, творцы социа- лизма выглядят совсем не так. Прихо- дилось идти на компромисс и выпол- нять заказ. Ведь заказ – это средства, а жить-то как-то надо было. Я года два потратил на серию «строительных» картин, изломал себя, страшно изму- чился, потому что чувствовал – конъ- юнктурщиной занимаюсь. Нельзя было прийти в мастерскую и писать то, что тебе хочется. Так и говорили: «Хо- чешь участвовать в выставке, будешь делать то, что мы скажем». С другой стороны, есть пример нашего именито- го земляка композитора Тихона Хрен- никова. Считаю, что это один из луч- ших мелодистов страны, наряду с Дуна- евским иПахмутовой. Однажды он сде- лал заявление, потрясшее меня до глу- бины души. Оказывается, столь уважа- емый и любимый мною музыкант не сочинил ни одной из своих известных песен без заказа! Надо же так уметь! – Общеизвестно, что вы не большой лю- битель писать на натуре. Хотя, по мнению пуристов от искусства, это является пору- ганием всех канонов живописи. «Старые деревья у пруда». 2000. Холст, масло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz