Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

41 культура М А С Т Е Р как-то спросили, о чём он думал, когда писал Гимн Советского Союза. Он воз- мутился: «Да ни о чём я не думал, что за вопросы?!». Считаю, – это очень чест- ное признание. Другой понаболтает, как он страдал, мучился и переживал, а за его творчеством не стоит ровным счётом ничего. – Почему такое затворничество, почему не любите бывать на людях? – Ты знаешь, мне очень надоела пу- бличность! Не хочется, чтобы мешали, отвлекали, задавали вопросы, ругали, «стояли над душой». Мастерская – моя отдушина. Я пришёл сюда и делаю то, что хочу. Здесь ничто не раздражает меня, не заставляет испытывать каких- то отрицательных эмоций. Я себе орга- низовал подобие электрической лам- почки, внутри которой нахожусь сам: многое видно, но преодолеть стеклян- ную преграду и вторгнуться в моё про- странство никто не может. – Всегда, когда приходится бывать в сту- диях у живописцев, обращаю внимание на то, как они организуют своё рабочее место. Честно признаться, эта комната мало напоминает виденное мною ранее: тут необычайно чисто, всё на своих ме- стах, много «воздуха». – Я другую мастерскую почему-то и не представляюсебе. Пятен краскина полу не видно, тряпки кругом не валяются? Это у меня, наверное, в генах заложено. В моей семье всегда любили порядок. Да и вообще – лишние предметы, ещё и разбросанные повсюду, рассеивают внимание. Мольберт стоит, холст натя- нут, палитра под рукой – красота! Если в голове что-то есть, – ничто не препят- ствует тому, чтобы немедленно присту- пить к работе. А бывает, – совсем на- строение не то. Может, погода, а может, просто с самого утра что-то не залади- лось. Тогда начинаю точить, строгать – это я тоже очень люблю. Металл умею плавить. Десять лет этим занимался. Знаю секреты старинной стали. Смена занятий, как правило, благотворно ска- зывается на творческом настрое. В мастерской тем временем появляется неожиданный гость – Александр Евге- ньевич Вагнер, председатель Липецко- го Союза художников. –Женя! Оцени клинок! Вот, не знаю, что с ним делать, и для чего он вообще го- ден. Хочу приспособить (достаёт сред- них размеров нож без рукоятки) под дачные нужды: сорняки рубить. Внимательно оглядев предмет и взве- сив его на руке, Евгений Павлович из- рекает: – Игрушка! Похож на охотничий, но конструкция и материал не те. Вот по- слушай, какой звук должен быть у хо- рошей стали. (Легонько ударяет по не- большому колокольчику у дверей). Вот это песня, а твой ножик совсем не певу- чий, сломается. Между двумя мастерами начинается пространный полушуточный спор о до- стоинствах того или иного вида холод- ного оружия, в процессе которого Сальников обнаруживает недюжинные познания по истории и теории вопроса. Самый хороший нож, оказывается, был изготовлен ограниченным числом для американских «морских котиков» по космической технологии. Стоит такая штука невероятных денег, но зато ею можно пробить бетонную стену. И на штыке при этом не останется ни единой царапины. Когда Вагнер откланивает- ся, мы продолжаем беседу. – Вы утверждаете, что склонны к поряд- ку. Но если посмотреть на иные ваши ра- боты, особенно на те, которые сейчас представлены на выставке, – там обнару- живается прямо противоположное поло- жение вещей – хаос, буйство. –Порядок – этоформа. Акаково содер- жание, – никто не знает. Внешне я вро- де бы кажусь спокойным, но внутри творится суматоха. И, естественно, это состояние выплёскивается на холст. Всё, что зритель видит в итоге на карти- не, является результатом моих душев- ных переживаний. Бывает, могу ни с того ни с сего взяться за чёрную краску, хотя многие приписывают моему сти- лю именно выраженную многоцвет- ность. Не стоит также думать, что все мои полотна «радостные». Хватает и таких, которых я сам побаиваюсь. Ху- дожники – народ эмоциональный, поэ- тому настроения на разных работах пе- редаются очень неоднозначные. – Но есть ли какая-то основная идея, ко- торую вы неизменно стараетесь вклады- вать в творчество? – Я использую яркие цвета. Точно так же я хочу перестроить мир. Ведь окру- жающая действительность необычай- но серая, особенно – в провинции. Раз- ве можно существовать в такой груст- ной, безрадостной среде?! Поэтому хо- чется для себя создать иллюзию, сказ- «Натюрморт». 2005. Холст, масло

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz