Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

47 гид И М Я храмы осеняют кипящую конную яр- марку (большей была только Нижего- родская). Осматривают товар, торгу- ются, барышничают, отмечают сделки купцы, офицеры-ремонтёры, цыгане, казаки, помещики (о грандиозном ле- бедянском кутеже вспомнит отставной кавалерист в повести молодого Толсто- го «Два гусара»). Торговцы зазывают дам в наспех сколоченные деревянные лавки, под навесы, где пестреют груды материй. Нужно угодить и барыне, только что вернувшейся с заграничных вод, и бабе, приценивающейся к мед- ным серёжкам. Соперничают в привле- чении публики рестораны и трактиры, соперничают драматические труппы и цыганские хоры…» В очерке «Лебедянь» о ярмарке Турге- нев посвятил нас в городские развлече- ния того времени «… по вечерам цыгане поют и пана Твардовского дают на теа- тре». Ежегодно сменяются на лебедянской ярмарке театральные труппы с яркими сценическими талантами, у которых есть немало поклонников. Некоторые спектакли дают немалые сборы, а веду- щие актрисы получают после спектак- лей не только букеты, но и золотые броши, ковровые шали. Иной местный трактирщик может устроить спектакль для собственной персоны за обещан- ный актёрам гонорар –щи с говядиной. В каждом местечке, где играет молодой Садовский, узнаваемы черты повсед- невного бытия типичных гоголевских городков – с присутственными местами и торговыми рядами на площади и ого- родами вокруг центра. Жизнь насыще- на визитами, балами, сплетнями и слу- хами, драками на базарной площади. Как в странствиях по белу свету, так и в оседлой жизни Садовский достаточно хорошо познал людей. Смотрели его спектакли, ходили рядом с ним по го- родским улицам, обитали в гостиницах и собственных домах: исправники, офицеры, шулера, купцы, мелкие ла- вочники, сидельцы винных погребков и приказчики торговых рядов и даже больные, надеющиеся на из- лечение на ближних – липец- ких – водах… За шесть лет провинциальных скитанийПров Садовский уже изрядно исколесил и обмерил шагами матушку Россию. Он медленно, но поднимался по ступенькам актёрской карье- ры. После гастролей в Казани в 1839 году Садовский начал играть спектакли в Москве. Сначала – на сцене у Щепки- на, потом–Большого театра, а затем –Малого театра, на под- мостках которого и прошла вся последующая творческая жизнь артиста. Именно здесь многократно выросла и окрепла его слава. Писатель П.Д. Боборыкин (отец писате- ля имел владение в селе Пав- ловском Лебедянского уезда Тамбовской губернии) писал: «Садовский и тогда считался «первой силой» труппы после Щепкина. Одно его появление и пер- вый вздох уже настраивали весь зал на особый комиче- ский лад». Пров Садовский – великий реалист, он – вели- кий создатель живых, цель- ных, трепетно ярких образов, сотворённых из пластическо- го материала жизненных на- блюдений. В одном репертуа- ре Островского он сыграл двадцать восемь ролей, начав с Русако- ва, закончив Аховым и Восьмибрато- вым. В этой роли был он и в последний раз на подмосткахМалого театра; смыл со своего усталого лица восьмибратов- ский грим – и уже больше на сцену не приходил…» А кроме Островского у Садовского было ещё множество ролей… Он достиг в своей игре, в правде образов высшего совершенства. Вспоминает А.И. Уру- сов: «П.М. Садовский прекрасно вла- дел художественной субъективно- стью». Вместо теоретизирования Са- довский играл, как подсказывало ему чутьё художника, его вера правдолюба, вся его правдивая натура, которая от жизни и так любит жизнь во всех её проявлениях, во всей её многоцветно- сти, пестроте, подвижности, взволно- ванности. А Николай Эфрос писал сле- дующее: «Вот почему я и думаю, что из дебрей театральной провинции, отту- да, из глубины России, Садовский уже привёз элементы своего будущего, он сознательно шёл к сценическому сим- волу». Рядом с ним поднималось новое поколениеМалого театра. Он был парт- нёром Федотовой, Васильевой. При нём вышли на сцену Ермолова и Лен- ский. Под его началом состоялось вто- рое поколение его фамилии. Сын –Ми- хаил Провыч Садовский. Жена его – Ольга Осиповна. 20 июля 1872 года М. П. Садовский написал Островскому в Щелыково: «С глубокой горестью я берусь за перо, чтобы уведомить Вас о кончине моего дорогого отца, последо- вавшей 16 числа настоящего месяца. Судьба нанесла мне такой удар, от ко- торого не скоро опомнишься». Но жизнь династии актёров продолжа- лась… Третье поколение Садовских подхватило театральное служение и творило на сцене с душой. Фамилия Са- довские не выпала из Малого театра. Здесь играли роли Пров Михайлович и Михаил Михайлович. Балеринами Большого театра были Татьяна Михай- ловна, Наталья Михайловна, Елизаве- та Михайловна. У Прова Михайловича (внука Прова Садовского) вырос сын. Он стал наследником двух династий. Его мать – Анна Владимировна Дурова – и дед – Владимир Дуров – знамени- тые дрессировщики... . Наталья ГРУЗМАН, директор лебедянского городского краеведческого музея Семья Садовских. 60-е годы XIX в. Николай ЭФРОС: Сценический путь Прова Садовского начался не на Малой сцене, уже озарённой славою, уже окружённой любовью и признаниями лучших русских людей. Начался путь его в глубине России, в Лебедяни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz