Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
45 гид Н А Х О Д К А Т ихое и живописное село с уютным названием Тёплое Лебедянского района грозит привлечь к себе самое пристальное внимание специалистов по искусству. В процессе реставрации местной церкви святых бессребреников Косьмы и Дамиана внутри, на стенах, была обнаружена роспись, авторство которой вполне может принадлежать известному русскому художнику XIX века Тимофею Мягкову. Находку сделал Игорь Лебедев – владелец дачного домика в Тёплом и по совместительству энтузиаст, который помогает в восстановлении находящейся в аварийном состоянии постройки. По иронии, Лебедев – вовсе не уроженец Лебедяни, Тёплого. Он – кандидат исторических наук из Москвы, доцент РГУ имени Губкина. Липецкий край полюбился ему ещё с тех пор, как он выезжал сюда со студентами на яблоки. Дом здесь историк приобрёл тринадцать лет назад и с тех пор каждое лето проводит в Тёплом, помогая по мере сил в восстановлении сельских реликвий, одной из которых является храм. Цепкий глаз и профессиональный интерес привлекли внимание к необычной, потрескавшейся росписи на стенах. Лебедеву было известно, что в 1836 году в Тёплом приобрёл себе имение помещик Егор Мягков – отец известного русского живописца Тимофея. Предположение историка строится на том, что когда Тимофей Мягков проживал в Тёплом (ему тогда было около двадцати трёх лет и он уже активно занимался живописью), его отец начал строительство храма в селе. Логично допустить, что за оформление взялся именно молодой Мягков. Есть достоверные свидетельства того, что примерно в тот период художник сделал несколько настенных картин для Ново-Казанского собора в Лебедяни. Вклад Тимофея Мягкова в традицию русской живописи XIX века значителен. Родился он предположительно в июне 1813 года. Место рождения точно не установлено. Недавно появились неподтверждённые свидетельства того, что родился будущий художник именно Уникальная художественная находка, возможно, сделана в Лебедянском районе «Тёплые» реликвии в Тёплом, но в 1811 году. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Тимофей Егорович много работал в церквях и храмах Москвы и других городов, таких как Тула, Тверь, Елец, Задонск, Лебедянь. Известно, что Мягкову принадлежат росписи Владимирского храма в Ельце, росписи стен Храма Воскресения Словущего в Покровском Ставропигиальном женском монастыре в Москве. Среди утерянных работ – портрет Ивана Алексеевича Яковлева, отца Александра Герцена, портрет отца того самого Николая Мартынова, который во время дуэли смертельно ранил М. Ю. Лермонтова, портреты князей Голицыных, Апраксиных, Загряжских. В Третьяковской галерее хранится «Семейный портрет» Мягкова. В Храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве уже больше 150 лет на стене висят огромные картины художника «Страшный суд» и «Голгофа». В Липецком областном краеведческом музее тоже находится работа мастера – «Святое распятие». Определить принадлежность росписи в Тёплом руке Мягкова можно только на основании «похожести» его классических, известных работ и находки в реставрируемом храме. . Роман ХОМУТСКИЙ – Специалистов по настенной живописи в Липецке, к сожалению, просто нет. Мы не занимаемся реставрацией изображений, да и вообще в провинции это редко встречается. Поэтому браться рассуждать и делать домыслы относительно того, чьей кисти принадлежит роспись храма в Тёплом, – дело неблагодарное. В отсутствии каких бы то ни было достоверных источников дать точную оценку находке способен только профессионал. Если принять за рабочую версию предположение Игоря Лебедева и отталкиваться в изысканиях от имени художника Тимофея Мягкова, то это может облегчить задачу. Дело в том, что в Третьяковской галерее есть люди, которые вплотную занимаются творчеством Мягкова, известны и московские эксперты в области русской живописи первой комментарий Андрей НАЙДЁНОВ, начальник ГУK «Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области» половины XIX века. С ними сейчас ведутся переговоры об оказании содействия в исследованиях Тёпловской стенописи. Насколько мне известно, современная наука ещё не располагает методами, позволяющими по составу и состоянию краски с точностью до года определить возраст изображения. Химический анализ может лишь подтвердить, что роспись датируется серединой XIX века, но это и так известно. Поэтому основной вопрос, на который предстоит ответить комиссии, – соответствуют ли изображения на стенах храма в селе Тёплое манере, почерку Тимофея Мягкова. Если же авторство подвергнут сомнению, роспись, скорее всего, так и останется анонимной по причинам, изложенным мною ранее. Почему мы знаем, кто расписывал Вознесенский собор в Ельце? Очень просто – сооружение это монументальное, имеющее большой вес в культурном наследии города. В год освящения храма его настоятель выпустил книгу, где подробно изложил процесс закладки, строительства и оформления. Начал расписывать Корзухин, заканчивал Лебедев – фигуры из «первой десятки» своего времени. А вот текстов и архивных записей, посвящённых селу Тёплое, нет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz