Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
43 культура Г О С Т Ь первом курсе работал киномехаником и жил прямо в аппаратной, потому что мне негде было жить. Я очень хотел учиться в институте, поэтому много ра- ботал. В первом семестре надо было снять 20 работ. Я снял 50, и меня зачис- лили официально. С той поры началась моя операторская карьера. – Какая была ваша первая картина? – Фильм о литовском поэте Юлюсе Янонисе, который я снимал в Литве, в очень неожиданных местах. Я был зна- чительно моложе, чем сейчас, всё было ново и интересно. Нужно было приду- мывать сложные формы, находить раз- личные операторские варианты. – Вы часто бываете на детских фестива- лях, оцениваете творчество начинающих режиссёров, операторов, актёров. А при- ходилось ли вам непосредственно рабо- тать с детьми? – Да, и не раз. Когда я приехал в Мо- скву, у меня не было денег, поэтому я искал дополнительный заработок – хо- дил в детские садыи снимал детей: про- гулка, зарядка, игры, завтраки, обеды… Я не считаю, что это была халтура, по- скольку к такого рода занятиям отно- сился очень серьёзно, и каждый пор- трет ребёнка старался сделать индиви- дуальным. – Сложно работать с детьми? – Ребёнок отличается от взрослого сво- Эдуард РОЗОВСКИЙ: Мы вспомнили, что в нашей классической русской литературе есть роман Беляева «Человек-амфибия» и предложили дирекции нашей студии снять одноимённый фильм. Это было некой авантюрой, потому что никто раньше и не представлял, что такое подводные съёмки Эдуард РОЗОВСКИЙ: Каждый космический экипаж увозит на орбиту фильм, снятый мной, – «Белое солнце пустыни» ей непосредственностью. Если попро- сить его серьёзно что-то сделать, он на- чинает замыкаться. Нужно создать ат- мосферу доверия. Прежде всего, нуж- но, чтобы ребёнок верил тебе, чтобы для него это было не тяжёлой работой, а игрой. Можно вначале сказать ребён- ку, что от него требуется, а уже в даль- нейшем дать ему возможность импро- визировать. Работа с детьми – это, пре- жде всего, работа режиссёра, а моя за- дача – не мешать ему. – Расскажите, как появилась идея снять фильм «Человек-амфибия»? – Однажды я снимал картину с режис- сёром Чернышёвым в горах Осетии. Тогда мы впервые посмотрели фильм Жака Ив Кусто «В мире безмолвия». Он нас настолько потряс, что мы захо- тели забраться под воду и увидеть этот замечательный мир своими глазами. Мы вспомнили, что в нашей классиче- ской русской литературе есть роман Беляева «Человек-амфибия» и предло- жили дирекции нашей студии снять од- ноимённый фильм. Это было некой авантюрой, потому что никто раньше и не представлял, что такое подводные съёмки. Началось с того, что все кинематогра- фисты, которые должны были рабо- тать над фильмом, отправились в водо- лазную школу. Там мы освоили водо- лазные науки, узнали профессиональ- ные правила. А главное, всех нас обу- чили плаванью. – Сколько часов, в общей сложности, провели под водой? – Много… У меня в водолазной книжке записано: на глубине 40 метров более 460 часов подводных съёмок, на самом же деле их больше, потому что книжка появилась уже после начала съёмок, а до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz