Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
21 экономика Л Е К А Р С Т В А разграничивает, что необходимо для получения лицензии. Помимо огово- ренных требований к помещениям и условиям хранения, обязательным яв- ляется наличие у сотрудника торгую- щей организации диплома, подтверж- дающего его квалификацию и право оказывать данный вид услуг. Также строго регламентированы правила продажи медикаментов, надбавки и процесс образования цены, что имеет мало общего с реализацией продуктов или товаров народного потребления. Л. М. Корчагина: – Сеть аптек ОГУП «Липецкфармация» – наслед- ник государственных аптеч- ных предприятий. Методы ра- боты у нас сложились очень давно, они чётко отлажены. Долгие годы мы работаем с од- ним и тем же поставщиком – Центральным аптечным скла- дом. Это означает: все препараты, кото- рые доходят до потребителя, проходят тщательную проверку в Центре кон- троля качества, сопроводительные до- кументы многократно проверяются на соответствие требованиям. И тем не менее бывают случаи, когда товар по тем или иным причинам отзывают. На- пример, завод-изготовитель обнару- жил ошибку в маркировке на упаковке. Если подобное происходит, процессом обеспечения изъятия препарата абсо- лютно из всех аптек занимается целая служба. Если мы говорим о торговле в супермаркетах, кто будет заниматься этим там? Кто будет следить за соблю- дением срока годности? Опять же, есть такое положение, как норма отпуска, то есть определённые лекарства, содержа- щие сильнодействующие компоненты, вам не имеют права продавать в аптеке выше определённого количества. Не представляю, каким образом за этим будут следить кассиры в магазинах. Фактически предлагаемое положение идёт вразрез со всеми законодательны- ми актами, относящимися к торговле лекарствами. Представителями торговых сетей высказывается мнение о том, что если в супермаркетах будут представлены некоторые виды лекарств, это поспособствует созданию здоровой конкурентной борьбы и приведёт к снижению цен на данные группы медикаментов и их повсеместной большей доступности для покупателя. В. И. Перевезенцев: – Доступность любых лекарств сегодня обеспечена в более чем достаточной мере. Посмотри- те, сколько аптек вокруг. Разной формы собственности, разной ориентации: кто-то делает упор на таблетки и мик- стуры, а кто-то на гомеопатические средства. Более двух сотенюридических лиц занимаются фармацевтикой. Кон- куренция между ними давно сложилась. При этом все работают, в общем-то, с одними и теми же поставщиками, кото- рым всё равно – отпускать ли свой товар в аптечную или торговую сеть. Произ- водитель – основной субъект формиро- вания цены на лекарства: надбавка к оптовой стоимости определена законо- дательством (максимально это 10 про- центов), и продавец просто не может сделать её выше. Даже если предполо- жить, что магазинная стоимость будет искусственно занижена на некоторое время для привлечения покупателей, разница будет компенсирована за счёт прибавки к цене других товаров, той же колбасы. Экономия на привлечении в магазин дополнительного квалифици- рованного персонала – прямая эконо- мия на потребителе. Что же касается до- ступности – среди тех же супермаркетов мало найдётся тех, внутри которых не было бы аптечного киоска. Зачем чело- веку покупать средство от простуды с прилавка магазина, если он тут же мо- жет зайти в стационарный аптечный пункт и выбрать нужное ему лекарство, получив грамотную консультацию спе- циалиста? Выкладывать медикаменты на прилавки магазинов – всё равно, что изобретать велосипед. Еслимы говорим про заботу о покупателе, а не про увели- чение прибыли торговой сети, то целе- сообразнее было бы просто обязать се- тевиков обеспечить льготный уровень арендной платы для аптекарей либо же организовать специальную подструкту- ру сетевых аптек, обслуживавшую толь- ко супермаркеты. В любом случае, даже если торговля лекарствами в магазинах будет разрешена, аптечный бизнес не должен пострадать. Обусловлено это несколькими факторами. Основные по- требители медикаментозных средств – пожилые люди. Выбор лекарств, необ- ходимый этой категории населения, на прилавке гипермаркета обеспечить не- реально. Объём реализации лекарств первой необходимости, которые можно приобрести «заодно» с продуктами, не- достаточен, чтобы коренным образом повлиять на соотношение сил. Л.М. Корчагина: –ВЛипецкойобласти аптечное делопоставленоотлично. Унас достаточно фармацевтических органи- заций различных форм собственности, которые реализуют как пользующиеся повышенным спросом медикаменты, так и препараты эксклюзивного харак- тера. У каждой крупной сети есть своя дежурная аптека, работающая круглосу- точно. Так что проблемы доступности лекарств у нас нет. Что касается районов, при каждой районной больнице или по- ликлинике работает аптечный пункт. В пример России приводят страны Европы и США: там, дескать, практика продажи медикаментов в магазинах давно прижилась и зарекомендовала себя с лучшей стороны. В. И. Перевезенцев: – Мы пытаемся себя сравнивать с Западом. Однако я считаю, что делать это преждевремен- но. Культура потребления там устроена совершенно иначе. Продавец заинтере- сован не только в получении сверхпри- были, но в качестве продукции, в пре- стиже своего бизнеса. Много ли наших торговцев ставят во главу угла качество и заботу о клиенте? Случаи нарушения прав потребителя и реализации откро- венно низкопробного товара не такая уж большая редкость для российских ритейлеров. Да и человеческая культу- ра, отношение к своему здоровьюочень отличаются за рубежом. Л. М. Корчагина: – В Западной Европе и Америке абсолютно по-другому устроена система здравоохранения и пропаганды здорового образа жизни. Там сначала берегут здоровье, а уж по- том лечатся, если не получилось убе- речь. В России же, всем известно, всё наоборот: население мало внимания уделяет здоровому образу жизни, по- этому врачи уже лечат возникшие бо- лезни. В европейских магазинах вы всегда сможете проконсультироваться у квалифицированного менеджера, чего у нас не предусматривается. . Роман ХОМУТСКИЙ Людмила КОРЧАГИНА: Опыт подсказывает: продаже фармацевтических препаратов должна предшествовать серьёзная подготовка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz