Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
культура М А С Т Е Р 40 кальному внутреннему устройству он и жил. И далеко не все могли понять и принять такой образ существования. Поэтому Сорокин трепетно оберегал свою вселенную, мало кого допускал туда, не многим открывался. Он хоро- шо знал цену себе, поэтому знал цену и окружающим. Посмотрите на пейзажи, натюрморты Сорокина. Какое буйство красок, на- сколько сочная и богатая фактура, каж- дая деталь буквально пышет ядрёно- стью вкуса! Это не случайно. Дар, кото- рый был дан художнику свыше, – лю- бовь к жизни. Виктор Семёнович ни- когда не говорил: «Спасибо Создателю за то, что я живу!» Ничего подобного, никаких высокопарных фраз. Но как никто другой он был способен радо- ваться каждой мелочи в окружающем мире, каждой секунде. Птица пролете- ла, капля росы на утренней травинке, первый снег за окном. Природа была частьюМастера, а он был частью её. Он умел предсказывать погоду по одним только ему известным приметам. Цвет неба, запах деревьев, мановение ветра – Сорокин жил во всём этом. Любимым временем года живописца была зима. Лето не любил за моно- хромность зелени, осень – за увяда- ние. Может показаться странным предпочтение именно зимней поры, но даже недружелюбная февральская вьюга дышала на его картинах пред- чувствием весны. Изменение в приро- де, все стадии весны служили вдохно- вением для лучших холстов художни- ка. Открытый воздух – вот была ма- стерская Сорокина. Он всегда предпо- читал домашнему теплу и комфорту работу на натуре, в любую погоду. Не было возможности отправиться на улицу (тридцатиградусный мороз, на котором стынут краски), – рисовал, стоя у окна. Известный скульптор Вя- чеслав Клыков однажды сказал про Виктора Семёновича: «Он сам – чудо природы». Предназначение – творец Николай Углов, член Союза художников России Я помню, ког- да только пе- реехал в Ли- пецк по сле окончания Ро- стовского ху- дожественно- го училища, никого здесь особо не знал. Отправился знакомиться в художе- ственный фонд. Захожу – и первое, что вижу, – стоит у стенки большой пейзаж, вверх ногами. Да такой – глаз не ото- рвать. Ростов – большой город, с бога- той художественной традицией. Но ни- чего подобно мне там видеть не дово- дилось. Так состоялось моё первое зна- комство с живописьюВиктора Семёно- вича Сорокина. Было время, в середине 70-х, я обитал на съёмной квартире. Что характерно, на улице Айвазовского. Неподалёку жил и Виктор Семёнович. Поблизости находился и гастроном, который об- служивал всю округу. Когда Сорокин отправлялся туда, он иной раз загляды- вал ко мне. Смотрел работы, что-то комментировал, советовал. Но – всегда очень сдержанно и деликатно. Напри- мер, тот же Сорочкин давалмне развёр- нутый профессионально-прикладной анализ. Виктор Семёнович – совсем другое дело: нравится либо не нравит- ся, всё в достаточно простых фразах. В общих чертах пройдётся по полотну, приободрит, если надо. Всегда тонко угадывал, какой формат предпочесть для той или иной картины, как выбрать разумное воплощение для той или иной идеи. Но вообще Сорокин не слыл педагогом, его предназначение было – творец. Поэтому гораздо охотнее он рассуждал об искусстве. Иделал это как никто другой. Он так и говорил: «Ис- кусство, искусство, искусство – превы- ше всего». Сейчас, как мне кажется, это совершенно ушло из пространства культуры, теряется основа. Но слова Сорокина, тем не менее, навсегда оста- лись в моей памяти. Для меня Виктор Семёнович остаётся абсолютом живописца. Его зрение на физиологическом уровне было устрое- но особым образом – живописный глаз. Подобным, на мой взгляд, облада- ли ещё только несколько великих ма- стеров. Сезанн, например. Под знаком Сорокина живопись в Липецке процве- тала. Мы смотрели на то, как делал он, и это вдохновляло нас ставить перед со- бой более высокие профессиональные задачи. Виктор Семёнович обладал также одним душевным свойством, не особо-то распространённым в художе- ственной среде. Он искренне благово- лил к тем живописцам, пусть и начина- ющим, у которых, по его мнению, был потенциал и талант. Эта черта, его одо- брение всегда очень стимулировали, прибавляли уверенности, стремления. Сорокин будет современен всегда. По- чему? Он проникал в основы: в воспри- ятии цвета, в отношении к искусству. Он не был репортажным художником, не гнался за сиюминутным. Поэтому и останется вне времени. Не нужно пи- сать картины на тему кризиса или ре- волюций. Пусть это остаётся на улице. История государств и история искус- ства мало соотносятся. Виктор Семё- нович был внутренне и творчески сво- боден и при Советской власти, и при демократической. В этом была его сила. . Роман ХОМУТСКИЙ «Юг Франции». 2000 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz