Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
39 культура М А С Т Е Р мира живописи сильно упал. В конце прошлого столетия, когда всё стало вроде бы дозволено, появилась масса малограмотных художников, ценность произведений которых весьма сомни- тельна даже с точки зрения дня сегод- няшнего, не говоря уже о будущем. Мне кажется, что момент противоборства с действовавшими в культуре стандарта- ми очень здорово подпитывал творче- ство. Возникали неожиданные, резкие вещи – в противовес, вопреки. Сорокин был тем и удивителен, что начинал на- столько давно, что, с точки зрения про- фессиональности, даже догматы совет- ского искусства не могли повлиять на качество его работ. Он рисовал домны– получались невероятные по силе карти- ны. Он ловил отношения цветов, а не изображал сюжет, который вряд ли для него был столь уж интересен. Говоря о нашем Мастере, мне вспоми- нается Микеланджело. Он был гениа- лен, когда начинал в семнадцать лет, та- ковым же остался и на излёте, за во- семьдесят. Рассматривая творчество Сорокина в антологии, его более позд- ние картины по ощущению восприни- маются даже моложе, чем те, которые он писал, будучи действительно юным. Это признак подлинного таланта, ге- ния. Он не закончил ни престарелым академиком, ни пожилым, оставившим своё дело художником. Он как был на высоте, так и ушёл от нас, будто взлетел ещё выше. «Он сам – чудо природы» Татьяна Нечаева, искусствовед, заслуженный работник культуры, член Союза художников России – Сорокин был «запрограмми- рован» на длин- ную дис тан- цию. Есть люди, которые ярко вспыхивают, но их творческий век оказывается весьма коротким. Та- ковым, например, можно назвать Пуш- кина, я считаю, что он сказал всё, что мог, хоть и прожил недолгую жизнь. Виктор Семёнович развивался активно и последовательно на протяжении все- го своего многолетнего пути. При этом ему удалось сохранить потрясающую бодрость духа, молодость. Разменяв седьмой десяток, в душе он всё ещё был юн. При этом, как мне кажется, в рабо- тах самого позднего периода внима- тельный зритель заметит трагизм фи- зиологического угасания, когда неумо- лимо надвигается телесная старость. В то же время художник никогда не торо- пился жить, был очень размерен, суще- ствовал в собственном, заботливо обе- регаемом пространстве. Его творчество изменялось исключительно органич- но, несмотря на смену эпох, уклада. Поздний Сорокин – истинный Мастер, обладающий невероятным духовным, профессиональным багажом. Тот уро- вень творческой свободы, которого он достиг, позволял писать практически безоглядно, делая картины предметом чистой эмоции. В постсоветскую эпоху Виктор Семёнович ощутил себя по- настоящему востребованным. Его по- лотна охотно экспонировали по всей стране, их приобретали западные кол- лекционеры. Больше не надо было дей- ствовать с оглядкой на идеологические штампы, ориентироваться на сторон- нее мнение. Тогда в работах живописца стала особенно ярко проявляться не- подражаемая непосредственность, дет- скость. Считаю, что для такого уму- дрённого, опытного и авторитетного художника подобная лёгкость, ненаду- манность – лучшее свидетельство ма- стерства. Глядя на фотографии Сорокина, рису- ется образ сказочного плутоватого ста- ричка. Но внешность зачастую обман- чива. Да, он был, что называется, хули- ганистой натурой. В детство Виктор Семёнович, конечно же, не впадал, но и мэтром себя не чувствовал. Отличи- тельной чертой его характера было стремление избегать конфликтных си- туаций с окружающими. От этого, веро- ятно, – некоторая напускная простова- тость, доброе лукавство. Однако не сто- ит думать, что этакая незамыслова- тость действительно могла характери- зовать Сорокина. Это был человек ве- личайшей внутренней организации, тонко чувствовавший оттенки как в живописи, так и во взаимоотношениях с людьми. Просто где-то внутри он пре- красно осознавал, как много ему дано, что за предназначение уготовано ему судьбой, какую миссию он должен ис- полнить на земле. Виктор Семёнович буквально органически был создан для живописи, его глаз был устроен не так, как у других. Сообразно своему уни- «Весенние цветы». 1995 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz