Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
культура М А С Т Е Р 38 Он был на высоте Александр Вагнер, народный художник России, председатель Липецкого областного Союза художников – Мы все ка- зались себе жутко моло- дыми, пока был жив Вик- тор Семёно- вич. Он был старше меня на тридцать восемь лет! А познакомился я с ним, когда мне было всего десять. Только вдуматься, до ка- кого почтенного возраста дожил чело- век, сохранив при этом острый глаз и творческий потенциал! Когда Сорокин ушёл от нас, липецкое художественное сообщество сразу лишилось чего-то са- мого главного, лишилось ориентира, вожака. Мы – среднее поколение – тут же оказались в иной весовой катего- рии, перейти в которую были не гото- вы, да и не помышляли об этом. Я – скульптор и не чувствую прямой зависимости в своём ремесле от твор- чества того или иного художника. И, тем не менее, мне всегда было исклю- чительно любопытно – чем и как жи- вописец Сорокин достигал такого по- трясающего эффекта в своих работах. Меня на создание скульптур, в частно- сти, вдохновляли произведения До- стоевского. Почему именно писатель, а не соратники по цеху? Фёдор Михай- лович добивался у читателя опреде- лённого ощущения, переживания. И делал он это не за счёт прямого изло- жения, «буквальщины», а используя некие особые методы, будь то психо- логические или иные чисто художе- ственные приёмы. Так же и Виктор Се- мёнович. Он не стремился к фотогра- фическому изображению. Напротив: его метод – это цветовая мясорубка, где перемалываются образы, впечат- ления, тьма, свет, листья, фрукты, ста- каны… Всё это превращалось на его картинах в удивительное по своей кра- соте и гармоничности месиво. Эта аб- солютная выразительная свобода при- влекала очень многих. При этом кажу- щаяся лёгкость до сих пор заставляет подражателей опускать руки. Очень многие поддались искушению и при- нялись копировать манеру Мастера. Они не понимали, как мне кажется, са- мого главного: способ изображения, присущий стилю Сорокина, не был для него самоцелью. Он так чувство- вал, мыслил, видел, жил. У него просто не могло получаться иначе. Что каса- ется характерной рельефности, то это был отточенный формальный ход. Виктор Семёнович, как знаток и спе- циалист в живописи, не мог не отда- вать себе отчёта в том, насколько стильно выглядят «гладкие» холсты. Такие, как у Брегеля, например. Но элементы объёмности необычно живо украшали полотна более поздних ху- дожников. Сорокин пошёл ещё дальше – он добивался трёхмерности на пло- скости. Некоторые его картины вос- принимаются практически как «выле- пленные». Соревноваться с кем-то для Виктора Семёновича было мелковато. Он ста- вил перед собой глобальные задачи, стремился к большему. Это требует не- малого творческого мужества. Ведь всегда удобнее и проще создать что-то удобоваримое, понятное для масс. А вот замахнуться на эксперимент, по- ставить свою планку выше среднего уровня – тут многие отступают. Но только не Сорокин. Несмотря на свои нарочито «простецкие» внешние про- явления, это был величайший профес- сионал. Он обладал великолепным об- разованием – суриковской школой, учился у лучших живописцев, всегда глубоко разбирался в искусстве, инте- ресовался им. Что отличает Виктора Семёновича, – он был настоящим. Класс представителей «Февраль». 1993 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz