Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

41 культура П Е Р С О Н А те, я покажу вам город?» – предложил Фрид. И он показал, и как показал! Он водил меня по старым улицам, говорил, вот Раскольников вышел из этого подъ- езда и поднялся вот на эту лестничную клетку. А революционерка Софья Пе- ровская стояла именно возле этого столбика. А вот, смотрите, в «Англете- ре» окно номера, где повешенным наш- ли Есенина. Петербург мне открывался таким образом. А потом я приехал сни- маться в кино «Жизнь Клима Самгина» к замечательному режиссёру Виктору Титову. Успел сняться в одной сцене и узнал, что кто-то пытался снять меня с роли. А у меня эпизод, и заменить меня было очень просто. Но режиссёр ска- зал: «Нет. Даже если меня отстранят от руководства, я всё равно не изменю своего решения». Разве я могу это за- быть? А съёмки у Алексея Балабанова в фильме «Трофим» и «Про уродов и лю- дей»? Именно в Петербурге я начинал хорошее кино. Мне здесь комфортно, я люблю этот город в любое время года… Главное, чтобы не капало за воротник. – Может, вы идеализируете Петербург, наведываясь раз в год… – Конечно, здесь много проблем. На- пример, разрушение уникального Пе- тербурга, его старинных зданий, содер- жание фасадов и дворов. Но если срав- нивать Москву и Петербург, я вижу контраст. Москвы уже вообще нет прежней, это уже Москва-сити. А здесь дух остался, Петербург сохранил своё достоинство. И зритель в Петербурге особый. Никогда не забуду питерские гастроли в ДК Горького в 90-м году, когда зрители сидели на полу вдоль стен, только чтобы увидеть наш леген- дарный спектакль «М. Баттерфляй». – Вы сыграли очень много ролей в кино и в театре. Как думаете, надо было от чего- то отказываться? –Ни о чём не жалею. Ни от чего не могу откреститься. Я вообще счастливый че- ловек – мне встретились очень хоро- шие режиссёры в жизни. Я их откры- вал, они меня открывали. Никита Ми- халков сказал мне на съёмках фильма «12»: «Я тебя как-то раньше не знал». Я рад, что он доверил мне пусть неболь- шую, но очень интереснуюроль вфиль- ме «Утомлённые солнцем-2». Если у тебя в жизни есть Михалков, Хотинен- ко, Балабанов, Урсуляк, Прошкин, Му- ратова, Соловьёв, Гинкас, Туманис, и они приглашают тебя работать, и не просто хорошие слова тебе говорят, но и уважительно к тебе как к творческому человеку относятся и знают, что ты умеешь, и доверяют тебе – это самое главное для актёра. – Бывает страх, когда берётесь за роль, что вдруг не получится? Или вы всегда уверены в том, что делаете? –Уменя нет самоуверенности. Ивсегда есть сомнения. И тем не менее, когда я уже начинаю работать, я никогда не ду- маю о сомнениях, и я не ставлю себе за- дачу перевернуть мир и изменить чело- вечество. Но если хотя бы один человек после фильма позвонит маме или зай- дёт в храм исповедуется, попросит за что-то прощения, то я уже буду счаст- лив. – Как интересно складывается ваша судьба – вы сыграли такие неожиданные и даже провокационные роли – в филь- ме Петра Тодоровского «Ретро втроём», или человека нетрадиционной ориента- ции в спектакле Романа Виктюка «Рогат- ка», или «Чёрного рыцаря» в балаба- новском «Про уродов и людей»… А по- том был царевич Алексей в спектакле Фоменко. . . И вот теперь вам поручают роль священника… – Иногда так случается. Иногда при- ходит роль, о которой ты даже не меч- тал, но к которой шёл, и эта роль ста- новится рубежной, определяющей. Наверное, такая роль сейчас ко мне пришла. Я снялся в фильме Владими- ра Хотиненко «Псковская миссия». Реальная трагическая история. Тема оккупации, которая ещё никак не о х в ач е н а . Фи л ь м п о с в ящё н священникам-миссионерам из При- балтики, которые возрождали цер- ковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. Священники оказываются между молотом и наковальней – их убивали и немцы, и партизаны. Кто-то не смирялся ни с каким режимом – ни фашистским, ни советским, кто-то умудрялся молчать, как мой герой протоиерей отец Александр. Но в ито- ге все священники были обвинены в предательстве, пособничестве гитле- ровской Германии. Многие расстре- ляны или сосланы в Сибирь. История моего героя заканчивается тем, что он служит в Псково-Печерском мона- стыре уже в 70-е годы, после того как 28 лет просидел в лагерях. Я очень рад, что у меня есть такая роль. Она требовала невероятной подготовки. Когда ты надеваешь на себя столет- нюю епитрахилью и настоящий цер- ковный крест 1838 года, это уже не просто костюм, ты чувствуешь, сколь- ко в этих вещах силы. И ты уже смо- тришь по-иному на многие-многие вещи. . Беседовала Елена ДОБРЯКОВА, специально для журнала «ЛГ: итоги недели» Сергей Маковецкий и Нина Усатова на пробах к фильму Владимира Хотиненко «Псковская миссия»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz