Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
З б общество ► П СИ-ФАКТОР общество П СИ - Ф А К Т О Р » «Л юди ЧАСТО П О ХВАЛ ЯЮ Т СЯ СА М Ы М И П РЕСТ У П Н Ы М И СТ РАСТЯМИ , НО В ЗАВИСТИ , СТРАСТИ РО БК ОЙ И СТ ЫД Л И ВО Й , Н И К Т О Н Е СМЕЕТ П РИ ЗН А Т ЬСЯ» , - ГОВОРИ Л Ф р а н с у а д е Л а р о ш ф у к о . К а ж д ы й и з н а с х о т я б ы р а з в ж и з н и м у ч и л с я этим Ж Г У Ч И М Ч УВСТ ВОМ , но П РИ ЗН А Т ЬСЯ в этом О К РУЖ АЮ Щ И М Н Е мог. О т к у д а п о я в л я е т с я з а в и с т ь и з а ч е м о н а н а м н у ж н а ? его CBej сающии к ор п у с, у слыш али мотора I т у т ж е захотели т ак ую ж е [шину. За 1 етьте, п о к а он а не п о я в и - ь у сосе, J, вам и в г олову не п р и х о - аидея i ' п ок уп ать! Част о о к азы ва- я, что П) 'дмет н аш ей зави ст и вовсе так нуж( i нам, к ак мы воображ аем, прости ь себе т о т фак т , ч т о м ы в -тохуж - н еп реодолимая задач а» . |кправил , человек , к о т о р ом у мы за- 1 уем, на ин ает н ас р аз др аж ат ь без ;имой п ч ч и ны . И вмест о ч ест н о г о [знания 3 т ом , ч т о н ас т ер з ает за- ъ, мы V (ем в н ём н едостат к и . Осо - ярые S а и с т н и к и п у с к аю т в ход етни, ш тут и н т р и г и и даж е затева- ссоры. [Дакое по: ’ ден и е ч ащ е св о й ст в ен н о [нщинам. - дели тся о п ы т ом Максим 1 рных. - Эн и ж е ав т оры и з в ест н ы х стерео ( пов. Нап р и мер , если ж ен ка к рап зая, её н еп р емен н о сч и т аю т пой, есз а у сп еш н ая - ст ер вой . Хо - ( ственну о п одр у г у обзо в у т зан удн ой оседко 1 “ а эффек т н ую со тр удн и ц у с [ожеством п о к лон н и к о в - ж енщ и н ой кого п оведения» . Т а к и х п р и мер о в ожество - мы и х р асп р о ст р ан я ем , [ало кто сТ'Эсняется сп лет н и ч ат ь о ч у - IX«недос татк ах» , н о мы не доп у ск аем шсли, что на самом деле п р и ч и н а т ому (быкновенная зависть. ГЛАЗА ЗАВИДУЩИЕ Зав и ст ь - п редмет р азмыш лен и й и о б суж ден и й сотен п о к олен и й . «Еще в Б и бли и ск азано : зави ст ь п ор оди л Сатана, ж елая в о з в ы си т ь ся н ад Бо г о м , - р а с с к а з ы в а е т о т ец А н д р е й , сл у ж и т е л ь Хр ама всех св я ты х , в земле р о сси й ск о й п р о си я вш и х . - Пер вое в ми р е у б и й ст в о п р о и з ош л о и з - з а з ав и ст и - К аи н у би л Ав еля . Бр а т ья п р одали И о си ф а в р аб ство , завидуя лю б в и к н ему отца. Цар ь Саул п ы т ался у б и т ь без з ащ и т н о г о Д а вида в н адеж де в ер н у т ь себе лю б о в ь народа. Л ю д и в ек ами со в ерш аю т п р е с т у п л ен и я , в ед омы е ч у в с т в о м з а в и сти» . В средн евек овой « Бож ест вен н ой к оме ди и » Д ан те о т води т зав и ст н и к ам н и ж н и й ярус в Чи сти лищ е , и дальще н и х от Рая т о л ь к о г ор дец ы . Там з а в и с т н и к и ст р адаю т с з аш и т ы м и в ек ами , п о т о м у ч то в земн ой ж и з н и и х глаза были « за в и дущ и ми » . Рен е Д ек ар т сч и тал зави ст ь о со бы м в и дом п еч али , смещ ан н о й с н ен ави ст ью . Одн ак о философ и з в и н ял это ч увст во . если он о н ап р авлялось на н едост ой н ы х лю дей , сп о со б н ы х п р и ч и н и т ь зло д р у г и м . В то ж е время Д ек ар т н азывал за в и ст ь п о р о к о м и сч и т ал , ч т о эт о ч у в ст во , к ак н и к ак ое дру г ое, о т н и мает р а до ст ь не т о ль к о у само г о зави ст н и к а , н о и у о к р уж аю щ и х . Ещ ё о д и н ф р а н ц у з - л и т е р а т о р и ф и л о со ф - м а т е р и а л и с т К л о д Ад р и а н Гельвец и й писал: « И з всех страстей з а в и с т ь самая о т в р а т и т е л ь н а я . П о д её з н амен ем щ ест в ую т н ен ав и ст ь , п р еда т ельст в о и и н т р и г и » . В средн и е век а и эп о х у Пр о св ещ ен и я з ав и ст н и к о в п о р и цали и от вер г али в лю б о м обществе. В X X I век е о т к р ы т о з ав и ст ь о суж дает т о л ь к о ц ер к о в ь . « Зави до ват ь - зн ач и т н а р уш а т ь д е ся т у ю з ап о в ед ь Бо ж ью : « Не ж елай дома бли ж н е г о твоег о. . .» , - г о в о р и т отец Ан др ей . - М н о г и е боятся з ав и д о в ат ь и з ст р ах а н а к а з ан и я , ведь з ав и ст ь - смер т н ы й г рех . Н о ст р ах не м о ж е т п о м о ч ь ч ел о в е к у б ы т ь д у х о в н ы м . Ж елая благ а др у г о г о , мы и сп ы т ы ваем злобу , а зн ач и т , о т к азы в аем ся от лю б в и , о т Бо г а . По лу ч ае т ся , к о г да мы завидуем, в нас « умирает» Бог. Bens ч ему з а в и ст ь ст ала «смертным» if к ая и ст и н а , н у ж н о т о ль к о захотеп увидеть» . Се г о д н я н аш е общ ест в о те только К а кого ц ве т а з а в и с т ь ? Вщё Иммануил К ан т дели л зав и ст ь на •чёрную» и «белую » . « Чёр н ую » о суж дают все до единого . А вот её п р о т и в о - х ом . В з ак о н ах Бо ж ь и х кроется riij< сложность г отовы оп равдать с лёг к о тает ч у вст во зав и ст и поле: ным. « За в и ст ь з а ст ав ля е т нас добивал ж елаемо г о , - сч и т ае т уп 1 авляки> отделом продаж одной и i фирм*^ гей Донских. - Он а рож д ет здоро- к о н к у р е н ц и ю и не даёт c ’ l сте» . ■оятьна!\“ '>оценкой. Беда Мы рпто _ О т к у д а б е р ё т с я зави с п ? « Зави ст ь - эт о неудовлетворен* * ® ' т р е б н о с т ь в л ю б в и , популяр**®^ ден ь г ах , р о с к о щ н о й ж и зн и виде и т ак далее, - объясняет пей**] Максим Черных. - Чувство зав(1 н и к о г д а не п о я в и т ся , если вади*’ *№евных Иений. чЗависть ■ сосед п о к у п ает «Мерседес* ,ВЫ| ла н о г и и не смо г ла т ан ц еват ь . Ж е ст о к ост ь зави сти не знает пределов» . сгью: «Я не ж елаю зла, я р адую сь у сп е хамдругого!». •Разделяя зависть на « белую » и « ч ёр - осуж дает зав и ст н и к о в , но и вовсеН |ную», мы лук авим, - г о в о р и т Максим верных, - Зави ст ь - н е г ат и вн ое ч у в - *®*яо. оно заставляет ж елать зла др у г и м , ■isccHBHo созерцая ч уж и е у сп ех и . Он а ннявляется моти вом к дей ст в ию и ч аще появляется у лю дей с н и з к о й са- ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ ЗАВИСТИ? Говорят , болезн и тела в о з н и к аю т и з - за б о л е з н и д у х а . За в и с т ь п о р о ж д а е т аг р ессию и у н ы н и е . Если м ы и сп ы т ы ваем эт и ч увст ва п о ст о я н н о , в к о н е ч н о м и т о г е о н и ст ан о в я т ся п р и ч и н о й мн о г и х заболеваний . « К ог да мы злимся , наще тело н аходи т ся в н ап р яж ен и и , уч ащается сердцеби е н ие, в к р о в ь выбр асы в ает ся о г р омн о е к оли ч ест во адреналина - ор г ан и зм р а ботает на и зн о с, - о бъя сн я ет Максим Черных. - Эт о мож ет вы зы в ат ь сп азмы сосудов , сердеч н ую тахи к ардию , к о ли к и в о бл аст и ж е л у д о ч н о - к и щ е ч н о г о т р ак та и п р и в ест и к о б о ст р ен и ю х р о н и ч еск и х заболеваний» . Л ю ди , не имею щ и е сер ьёзны х п роблем со здор ов ьем , мо г у т стать п о ст о я н н ы ми п осет и т елями больн и ц , и сп ы т ы вая всег о лиш ь ч увст во зави сти . Ч т о у ж г о вори т ь о тех , к то обреч ён бы т ь н емощ н ым : ч у в ст в о зав и ст и до лж н о м у ч и т ь и х к руглосуточно.? «Сч и тается, ч то лю ди с и н валидн ост ью з а в и д ую т з д о р о в ы м , - г о в о р и т ин структор адаптивной физической культуры Надежда Щербатых. - Но за н еск ольк о лет работы в цен тре фи зич е ск ой реабили тации я не встречала яр к и х всп ышек агрессии . Л ю дям с о г ран и ч ен н ы ми в о змож н о ст ями нек ог да зави до вать - он и зан яты самосовершен ствова н и ем , б о р ьб о й с болезн ью . Я сч и таю , ч то и больным, и здор овым свойственн о и сп ы т ы в а т ь н е г ат и вн ы е ч у вст ва . Н о т о ль к о о т у р о в н я р аз в и т и я ли ч н о ст и , воли и стремлен и я к р аз ви тию зави си т то, к ак ч еловек с н и ми справится» . в т ом , ч т о , зав и д уя . ^Щё больше р а з у в ер я емся в со б - "® енных силах» . ®**сть мож ет до в ест и до деп р есси и . расстрой ств и даж е п р ест у - лой» fi ^ ^ ч тельн ое ч у в ст в о и «бе- Ь 1 ть не мож ет , - уверен а танцов- *Лроле” ^ “ "® * «арёва. - За время га- йЗ '^ лране я видела массу её п р о й ду т х о р ош о . Н о всё познаётся® ^ из зависти со п ер н и цы п о р т и - нен и и : н ап р и мер , вы ездите на« ^ инеск ие к о ст ю мы , н адр езали лях» и вп олн е эт и м довольны. На® туфлях , н асып али толч ён ое Л '^ ° « « п о г и , ч т обы ж ер т в ап о в р еди - к о торые есть в вашей ж и зн и . Нап ример , к оллег а п олу ч и л п овыш ен и е п о служ бе, ск аж и те себе: « Н у и что.? Зато у мен я сво бодн ы й г р афи к работы ! » . Чаще в сп оми най те о св о и х до ст о и н ст в ах , сп о со б н о ст ях и т алан тах , то г да ч ь и - т о до ст и ж е н и я п ок аж у т ся вам п р о ст о й зак о н омер н ост ью , ведь вы т ож е мн о г о г о дости г ли . Ещ ё о д и н х о р о ш и й сп о со б б о р ь б ы с ч у в ст в ом з ав и ст и - п о думат ь о лю дя х , к о т о р ы м ж и вёт ся хуж е, ч ем вам. Вас не устр аи вает зарп лата и ли о т су т ст ви е ев р ор емон т а в к вартире.? А ведь у м н о г и х вовсе н ет н и рабо ты , н и к в ар т и ры . Н а верн як а и у вас есть зн ак омы е , к о т о р ы х не балует ж и зн ь . Оч ен ь важ н о р еш и т ь , н уж н о ли вам в о обще то , ч то вы звало п р и ст у п зависти .? Н ар и су й т е в в о о б р аж ен и и к р асо ч н ую к ар т и н к у будущег о , п о ч у в ст в у й т е себя в ж елаемой роли , и сразу ст ан ет ясн о , одолевает ли вас р еальн ое ст р емлен и е и ли н есбы т о ч н ы е г рёзы . Если всё ж е хоч ет ся и змен ен и й , н о он и н е д о с т и ж и мы , в ам п р е д с т о и т само е тр удн ое и сп ы т ан и е - п р и н я т ь себя т а к и ми , к ак и е вы есть. « Завидуя , мы думаем , ч т о л у ч ш е Бо г а зн аем, ч т о для н ас п р ав и ль н о , - г о в о р и т отец Андрей, - а зн ач и т , п о р ож д а ем г ор ды н ю . С зав и ст ью н уж н о б о р о т ь ся сми р ен и ем , п р и н и м а я себя и о к р у ж аю щ и х . Ж и в и т е обдуман н о , ан али з и руй те св ои п о ст у п к и . Л ю б ая ж и з н ен н ая си т у ац и я дан а н ам , ч т о бы ч ему - т о н а у ч и т ь . Если вы хо т и т е до ст и ч ь б о л ьш е г о, о со з н ай т е у р о к и и змен и т е себя и ми р в о к р у г вас. Сми р я й т е эг о и зм , слу шай те своё сердце и ж и в и т е п о зак он ам лю бв и и добра» . • О леся ОЛЬХОВАТСКАЯ ПОМОГИ СЕБЕ САМ Зави ст ь - ч увст во му ч и т ельн ое и п орой заставляет н ас соверш ать н ер азумн ы е п о ст у п к и . Если вы у стали зави доват ь , н ач н и те над собой работать. « Пер вы й шаг в борьбе с зави ст ью - это её о со з н ан и е , - уверен Максим Чер ных. - У ч еловек а не бывает одн о зн ач н о « п ло х и х » и ли « х о р ош и х » эм о ц и й . Д аж е о т р и ц ат ельн ое ч у в ст в о зав и ст и м о ж н о т р а н сф о р м и р о в а т ь в со з и д а т ельн ую моти вацию » . Д л я нач ала н уж н о п ер ест ат ь ср а в н и вать себя с др у г ими . К аж дое у т р о г о в о ри те себе: «Я - у н и к альн ая ли ч н о ст ь ! Я лю блю себя! » . К о г да вы поч увствовали , ч то зави сть не даёт вам п ок оя , всп омн и т е п ро п лю сы . С к ульп т урн ая к о мп о зиц и я «З ави с т ь - п о ро к » в ГОРОДЕ Б ердян с к е 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz