Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
культура 38 Г О С Т Ь Н о сегодня речь не об этом. Не многим, по крайней мере, в нашем городе, было извест- но, что Светлана Крючкова – великолепный чтец и знаток поэзии. В рамках поэтического абоне- мента Липецкой филармонии актриса провела в Областном Дворце культуры единственный вечер поэтических чте- ний, в программе которого были стихи трёх русских поэтесс: Марины Цветае- вой, Анны Ахматовой и Марии Петро- вых. И если первые две прекрасно из- вестны и пользуются заслуженной лю- бовью, то Мария Сергеевна Петровых – чуть ли не открытие Светланы Крюч- ковой. При жизни Марии Сергеевны, а роди- лась она в 1908 году, был издан лишь один маленький сборник её произведе- ний. И это при том, что такие величи- ны, как Борис Пастернак или Арсений Тарковский, очень высоко оценивали поэтессу. Осип Мандельштам посвятил ей один из своих красивейших стихов – «Мастерица виноватых взоров». Анна Ахматова назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром любовной лирики». Мария Сергеевна была редактором Ахмато- вой, они дружили. Но, как и у Ахмато- вой, и у Цветаевой, творческая и лич- ная жизнь Петровых сложилась траги- чески. По словам Светланы Крючко- вой, именно после того, как она стала включать в программу своих чтений стихи Марии Петровых, её книги наконец-то стали пользоваться интере- сом у издателей. Свидетельствую: по- сле окончания творческого вечера к Крючковой подходило множество зри- телей с искренней благодарностью за то, что она познакомила их с этой заме- чательной поэтессой. Удивительно нежными и певучими сти- хотворениями Марии Петровых вечер был завершён. Предшествовали этому «вулкан и океан» – именно так нарекла Светлана Крючкова Цветаеву и Ахма- тову соответственно. Страстным, бур- лящим стихам Марины Цветаевой было полностью посвящено первое от- деление концерта. Льющуюся со сцены лаву сопровождал гитарный аккомпа- немент в исполнении младшего сына Крючковой – Александра, студента му- зыкального вуза. После антракта зал окунулся в степенную лирику Ахмато- вой. Эффект напоминал контрастный душ. Впрочем, накала цветаевских страстей зал мог и не выдержать, за- просто вскипев. Поэтому всё оправдан- но. Вскоре после начала вечера стало по- нятно: даже несмотря на усталость от долгого переезда из Санкт-Петербурга, где Крючкова живёт со своей семьёй, контакт с аудиторией у неё установился идеальный. В зале не слышалось не единого шороха, а стихи перемежались взрывами овации. Актриса призналась, что для липецкой публики она прочи- тала гораздо больше, чем обычно. Ей очень понравилось у нас. Концерт за- кончился довольно поздно, около по- ловиныодиннадцатоговечера, ноСвет- лана Крючкова, как и обещала, дала ин- тервью «Итогам недели». – Светлана Николаевна, вы замечательно выглядите… – При этом я совершенно не крашусь! Макияж делаю только тогда, когда вы- хожу на сцену, да и то очень умерен- ный. Увидите меня накрашенной – знайте, я или на работу, или с работы. Косметика – один из пунктов, который позволяетмне неплохо экономить. Так- же не разоряюсь на одежду и предметы роскоши, ведь это не главное. В конце концов, все те поэтессы, чьи стихи я чи- таю, жили очень скромно. Стоит заме- тить, что кризис коснулся не только простых людей. Мы, актёры, тоже стра- даем от него. Жутко сократилось коли- чество предложений из кино, театров. На петербургском телевидении я веду образовательную программу. С канала, где она выходит, в бессрочный отпуск отправили триста человек. Наша пере- дача чудом выжила. – Как отразились экономические дрязги на работе театра-студии, которую вы воз- главляете? – Мы захлёбываемся, тонем. Играем, пока играется, а дальше – как получит- ся. Нам никто не оказывает поддержки, всё приходится «пробивать» самим. Аудитория студии, как и наши актёры, – молодёжь, поэтому цена на билеты устанавливается минимальная, чтобы привлечь публику. Несмотря на это, залы, которые мы арендуем, ставят не- посильные условия. У театра ведь нет постоянной площадки, поэтому нас «болтает» по дворцам культуры, где каждый день всё меняется. – Вы выступаете вместе с сыном. Вам так комфортнее на сцене, или это его иници- атива? – Так получилось естественным обра- зом. У меня был заявлен в театре твор- ческий вечер, но выходить на сцену в ту пору было просто невыносимо тяжело физически – я только что перенесла две операции. Помню, сказала Саше: «Я не смогу одна». Тогда выступление впер- вые сопровождалось его аккомпане- ментом. Если бы мне вдруг пришлось сделать вынужденную паузу, он бы сво- ей игрой смог заполнить её, как будто так и задумано. – На концерте вы упомянули, что сыну тоже близка поэзия. Вы сознательно при- вивали ему любовь к тому, чем сами давно увлечены, или он органически впитал это из той среды, где воспитывался и рос? – Я думаю так: то, что видит и слышит ребёнок, имеет для него очень большое значение. Это формирует его мировоз- зрение, вкус. Саша всегда был погру- жён в атмосферу творчества, поэтому и стал таким. Теперь он сам выбирает себе соответствующий круг общения. Все его друзья с большим удовольстви- ем посещают наши поэтические вечера. Мы много обсуждаем с ним прочитан- ное, делимся ощущениями, даже друг другу пишем стихи. – А своё творчество вы никогда не вклю- чали в программу? – Вы с ума сошли! Это же не стихи, про- сто рифмованные фразы! Мы все так можем. Не забывайте, что раньше в лю- бом лицее поголовно сочиняли, рисо- вали и говорили по-французски. Это не считалось чем-то экстраординарным, а было, что называется, обязательной программой. Меня попросите – сейчас же к любому событию или юбилею на- пишу эпиграмму, но это же не настоя- щая поэзия! А тем более кощунственно таким путём пытаться ещё и зарабо- тать. Сейчас вообще в театральной сре- де принято «выколачивать» деньги на всём. Поэтому так мало хороших спек- таклей, не говоря уже об антреприз- ных. Актёры и режиссёры не понима- ют, что жизнь-то очень коротка и тра- тить её на «пустышки» – безрассудно. Почему не ставить нормальные пьесы хороших, классических авторов? – Вы сейчас заняты в каких-нибудь спек- таклях? – В Петербурге в Большом драматиче- ском театре играла в «Вассе Железно- вой». Три года назад много работала в Москве, но по состоянию здоровья не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz