Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
1871 год. В семье священника в Ливнах Ор- ловской губернии родился будущий рели- гиозный философ Сергей Булгаков. С 1888 по 1890 год он учился в Елецкой гимназии. Окончив Ливенское духовное училище, за- тем обучался в Орловской духовной семи- нарии, в Московском университете. Неко- торое время жил в Германии, а по возвра- щении в Москву Сергей Николаевич защи- тил магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие». Вместе с философом Н. А. Бердяевым Булгаков издавал религиозно- философский журнал «Вопросы жизни». В 1918 году Сергей Булгаков принял сан свя- щенника. В 1922 году «опасный философ» был выслан за пределы СССР. Сначала он жил в Праге, а затем в Париже, где до конца сво- их дней руководил Православным богослов- ским институтом. В Париже выходили кни- ги С. Н. Булгакова: «Купина Неопалимая», «Друг Жених», «Лестница Иакова», «Агнец Божий», «Утешитель», «Невеста» и «Фило- софия имени». Истинно сказано: нет проро- ков в своём отечестве. Только за границей по достоинству оценили философский та- лант русского подвижника. Но творческая элита России хорошо знала учение Булга- кова. Более того: его идеи оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого, Сер- гея Есенина, Ивана Бунина, Валентина Рас- путина, Виктора Астафьева… Без преувели- чения можно утверждать, что Сергей Булга- ков вдохновил лучших наших поэтов и пи- сателей ставить «во главу угла» тему жерт- венной любви к ближнему. Идеал общества у Булгакова – где всё направлено на поиск духовных ценностей – знаний о человече- ской душе и о невидимом мире. Выстраи- вая онтологическую иерархию бытия, Булга- ков различал идеальную, «предвечную Со- фию» и мир как «становящуюся Софию». Идея Софии (в её многообразных выраже- ниях) играет у Булгакова ключевую роль в обосновании единства (всеединство) бы- тия между божественным и «тварным» ми- ром, между началом духовным и природным. Космос – для Булгакова – живое целое, жи- вое всеединство. У космоса есть душа – «эн- телехия мира». Булгаков говорил, что личное имя человека есть духовная идея, которую надо раскрыть, воплотить. 50 Церковные праздники, иконы и святые 21 июля (вт.) – Явление Казанской ико- ны Божьей Матери , которое произошло нынешним днём в 1579 году, когда после сильного пожара в Казани девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Онучи- на, строившего дом вместо сгоревшего, во сне было видение Божьей Матери. Бого- родица повелела достать Её икону, зары- тую в земле ещё при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Девочке сначала не поверили. Тогда Бо- жия Матерь явилась ей ещё дважды и ука- зала место, где была зарыта икона. Нако- нец, Матрона со своей матерью стали рыть в этом месте и обрели святую икону, ко- торую духовенство перенесло в ближний храм свт. Николая. В этом Никольском хра- ме, где в то время священником был буду- щий Патриарх Ергемон, и состоялся пер- вый молебен пред Казанской иконой. Че- рез 15 лет, в 1594 году, уже будучи митро- политом Казанским, он составил Сказание о чудотворном образе и службу ей. А до этого, сразу же по обретении Казанской иконы в 1579 году, список с нее и описа- ние её явления и явленных чудес были по- сланы в Москву царю Ивану Грозному, ко- торый повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божьей Ма- тери и основать женский монастырь, где впоследствии Матрона стала настоятель- ницей. Много раз «Матушка Казанская» – защитница Земли Русской, способствовала победам наших воинов в битвах с врагами Отечества. Считается, что Казанская ико- на особенно покровительствует просто- му люду, притекающему к ней с молитва- ми в разных нуждах и печалях. Перед ней молятся об исцелении при болезнях глаз, о семейном благополучии, ей благослов- ляют к венцу молодых. Бытует мнение: кто на Казанскую женится, счастлив будет! 23 июля (чт.) – Положение честной Ризы Иисуса Христа в Москве, которое произошло нынешним днём в 1625 году, когда персидский шах Аббас I, опустошив Грузию, вывез оттуда вместе с другими со- кровищами и Ризу Господню из Иерусали- ма. Чтобы расположить к себе царя Миха- ила Федоровича, он прислал её в дар Па- триарху Филарету и царю Михаилу. С тех пор эта часть Ризы хранится в Успенском соборе Кремля и ежегодно нынешним днём торжественно выносится и возлага- ется на аналое для поклонения во время Богослужения. Составитель Игорь СОРОКИН гид К А Л Е Н Д А Р Ь 16 июля 19 июля Философ Серебряного века Булгаков и Флоренский. Художник М. Нестеров 1855 год. В селе Ксизово За- донского уезда Воронежской губернии (ныне Липецкая об- ласть) родился Александр Иванович Эртель. Дед писателя – солдат армии Наполеона, родился в Герма- нии, попал в России в плен и навсегда остался в ней жить. Всю жизнь служил управля- ющим на мельницах и в дво- рянских поместьях. Управля- ющим в поместьях служил и его отец, а с 13 лет помощни- ком отцу по хозяйству стал и Александр. Работая с отцом, он близко познакомился с жизнью крестьян. Он так писал об этом: «Я был свой человек в застольной, в конюшнях, в деревне, «на ули- цах» на посиделках, на свадьбах – везде, где собирался молодой деревенский народ: я был в их глазах «Шаша» и «Сашка», но от- нюдь не сын управителя». Эти годы дали ма- териал для будущих сочинений писателя. С восемнадцати лет он работает конторщиком в имени Охотникова под Усманью. Здесь он начал писать и встретил настоящего литера- тора П. В. Засодимского, который ввёл Алек- сандра в литературные круги в Петербурге. Благодаря Засодимскому рас- сказ и очерк Эртеля «Пересе- ленцы» и «Письма из Усманско- го уезда» появляются в петер- бургских журналах. С 1879 года Эртель заведует библиотекой в Петербурге. Известность ав- тору принесли «Записки Степ- няка» (1882 год), где показаны страдания бедного крестьян- ства. Свой лучший роман, «Гар- денины, их дворня, привержен- цы и враги», он написал на ро- дине, в Воронежской губер- нии. Л. Н. Толстой в предисло- вии к роману написал: «Главное достоинство, кроме серьёзности отношения к делу, кроме такого знания народного быта, какого я не знаю ни у одного писателя, – не- подражаемое, невстречаемое нигде достоин- ство этого романа, это удивительный по вер- ности, красоте, разнообразию и силе народ- ный язык». В 1896 году Эртель оставил на- всегда литературу. Он писал: «…Мне всегда была нужна сознательная уверенность, что то, что пишу – ново и интересно, по крайней мере, для меня самого. Вот такой-то уверен- ности у меня теперь решительно нет». Юрий КАВЕРИН Русский внук немецкого солдата А.И. Эртель, 1879 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz