Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
15 июля вступило в силу одно маленькое дополнение к санитарным правилам, которое может привести к большими хорошим последствиям Теперь товаропроизводители не имеют права маркировать свою продукцию как «экологически чистый продукт» общество П Р О Д У К Т Ы 33 Н ововведение парадоксально лишь на первый взгляд. Сам термин не имеет в нашей стране научного и законода- тельного обоснования. А ло- готипы «био», «эко» на отечественных продуктах – всего лишь ловушка для покупателей. Изобилие экологических значков, де- кларирующих натуральность и безо- пасность продуктов, появилось в нашей стране по примеру Запада. Там около 40 лет назад началось движение за «орга- нический» образ жизни. Появились биопродукты, при производстве кото- рых необходимо соблю- дать очень строгие пра- вила. Запрещены пище- вая химия (искусствен- ные красители, аромати- заторы, консерванты, антиокислители, загустители) и генетически модифици- рованные ингредиенты. В растениевод- стве нельзя применять ядохимикаты, гербициды, пестициды, в животновод- стве – стимуляторы роста и антибиоти- ки, в переработке – рафинирование и гидрогенизацию жиров. Товаропроиз- водителю ещё массу требований нужно соблюсти, чтобы получить сертификат, подтверждающий соответствие про- дукции международным критериям. Они регламентированы в государствен- ных директивах стран Европейского со- юза, США и Японии. На русский язык западные стандарты начали переводить в прошлом году, когда главный государственный сани- тарный врач РФ Геннадий Онищенко издал постановление, касающееся санитарно-эпидемиологических тре- бований к органическим продуктам. Однако законодательной базы для раз- вития этого сектора экономики ещё нет. И этим ловко пользуются ушлые производители. По данным агентства CVS Consulting, незаконно наносят на свою упаковку надписи, связанные с понятием «эко», «био» или «экологи- чески чистый продукт» около полови- ны крупных отечественных компаний. Эксперты утверждают: чтобы россий- ский рынок экопродукции действи- тельно состоялся, нужно разработать единые государственные стандарты (технический регламент), обеспечить правовое ограничение самодеклара- ций. Кроме того, государство должно сформировать центры по экологиче- ской сертификации. Вероятнее всего, путь в этом направле- нии будет долгим и непростым. Но ведь игра стоит свеч, речь идёт о здоровье нации. К тому же опыт «регламентной» работы на пищевом отечественном рынке уже есть. Достаточно вспомнить технический кодекс на молоко. Он чёт- ко разграничивает понятия цельного молока и молочного напитка, обязыва- ет производителей давать покупателям правдивую информацию. И все мы хотя бы относительно перестали чув- ствовать себя обманутыми «молочны- ми королями», когда стоим в соответ- ствующем отделе магазина. У покупа- телей появилось право выбора: взять молочный напиток, который будет хра- ниться долго, или купить быстро скиса- ющее, но цельное молоко. Хотя и тот, и другой продукт пока не со- ответствуют тому, что на Западе назы- вают «органик». Ведь неизвестно, где паслась корова, дающая молоко, какие и сколько антибиотиков ей вводили, чтобы она не болела. Поэтому и на мар- кировку «экологически чистый» этот продукт права пока не имеет. Не имеет его и мясо курицы, которая живёт всего 35 дней, кормится искусственными кормами и света белого не видит. А уж про всенародно любимую колбасу и го- ворить нечего. Входящие в её состав нитрит натрия (для красивого цвета) и фосфаты (для лучшей консистенции и длительного срока хранения), хотя официально и разрешены к примене- нию, но могут негативно отразиться на здоровье любителей «национального» продукта. Даже яблоки не могут пре- тендовать сегодня на звание идеально- го «эко». Ведь они в любом случае под- вержены влиянию окружающей среды. Что яблоня взяла из грунта? Какие осадки окропляли её ветви? Не обраба- тывали ли деревья пестицидами? Не подвергались ли плоды обработке спе- циальным составом для лучшей со- хранности? Как же вести себя в продовольствен- ных рядах нам, рядовым покупателям? Тут спасение утопающих – дело рук са- мих утопающих. Нужно научиться чи- Не маркируйте ложь, господа! Чтобы российский рынок экопродукции действительно состоялся, нужно разработать единые государственные стандарты Где паслась эта корова, какие антибиотики ей вводили?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz