Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

22 экономика АКЦИЗ в ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НАШИ ЗАКОНОТВОРЦЫ ПОДКИДЫВАЮТ АНАЛИТИКАМ ПОВОДЫ ДЛЯ ОЖИВЛЁННЫХ ДИСКУССИЙ и ДЕБАТОВ ОДИН ЗА ДРУГИМ. ВПРОШЛОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА МЫ ПИСАЛИ О СВЕЖЕЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТА «О Т ОРГОВЛЕ». С е г о д н я т е м а НАШЕГО ДИСКУРСА ТАКЖЕ ЛЕЖИТ в СФЕРЕ РЫНКА ПОТРЕБЛЕНИЯ. В ТОМ ЕГО СЕГМЕНТЕ, КОТОРЫЙ В ОСНОВНОМ ОТВЕЧАЕТ ЗА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК РОССИЯН зкономика АКЦИЗ 2 3 Пить или не пить: вопрос в том, что и за сколько? ►► н а ш э к с п е р т т И г о рь В л а д и м и ро ви ч Т ИНЬКОВ- председатель совета директоров ОАО «Компания «РОСИНКА» , известного по всей России липецкого торгового брэнда В 2010 году правительство намерева­ ется п ер е см о т р е т ь ст авки на подакцизные товары. Помимо ал ­ коголя, перечень включает в себя т а б а к , а в т ом о б и л и , э т и л о вы й спирт. На топливо, также находящееся в спи­ ске, изменений в акцизе не произойдёт. В наибольшей степени повышение сборов кос­ нётся рынка крепкой алкогольной продук­ ции. Правительство мотивирует пересмотр ставок, прежде всего, двумя стратегически­ ми задачами: компенсировать дефицит бюд­ жета, отчисления в который от продажи ак­ цизного алкоголя упали в э т ом году на 12,8 пр оцента —до 28,7 миллиарда рублей, и за ­ щитить рынок от контрафакта , удельная масса которого, по официальным данным, составляет примерно половину от общерос­ сийского объёма производства алког ыя. Напомним, что повышение акцизной ставки - не новая практика в России. В 2( i8 году она была повышена на 7 процентов, в 2009-м —на 10 процентов. В 2010-2011 год: .кплан­ ку поднимут ещё выше. За счёт этого пециа- листы прогнозируют увеличение на^юлняе- мости бюджета на двадцать миллиардов рублей по сравнению с нынешним гсдом. По мнению вице-премьера Виктора Зубко­ ва, подобными мерами обеспечивается рвв- лизация важной социальной миссии; за счет наращивания поступлений от акцизной про­ дукции дополнительны е средства могут быть направлены на федеральные програм мы, увеличение пенсий и пособий, что край не необходимо в условиях сокращающихся доходов, в условиях кризиса. Игорг ТИНЬКОВ : - Е с ли и н и ц и и р о - 10 Ьи кусст венноеудорож ани е т овара сцаьк сокращ ения его пот реблени я , то 00 нс h д е лат ь на ко н еч н ом у ч а ст к е ркнкй. а им енно - н а р о зн и ц е . Чтобы socnpe 'ят ст во ват ь р а сп р о ст р а н ению m»ip> факта, необ ходим о уст а но вит ь 0 кас о вы х а п п а р ат а х с п е ц и а л ь ны е vedcm ш конт ро ля , которы е дост овер ­ нобы с 'иты вали инф ормацию о продук- т. Пр' и звест и конт раф акт не со ст а в ­ ляет ( о л ьш и х з ат р у д н е н и й , го р а зд о аожше р е а л и зо в ат ь его, то есть н а й ­ ми вы. од н а к о н к р ет н ы х п р о д а в ц о в . Торгук цие во д ко й сом нит ельно го про - нсхожс гния бабуш ки и полуночны е л а р ь ­ ки-ка 'ЛЯ в море. О сновн ой пот ок идёт какра. т а к и ч ер е з оф и ц и а л ь н ую р о з - ниннук сеть. П оэт ом у продават ь и кон- тролщ оват ь а к ц и зн ую м а р к у долж на шеннс розница. Ведь что т акое акциз? Он, по ути, я в л я ет с я ко свенным н а л о ­ щи, ко порый у п л а ч и в а ет с я п о к уп ат е - т н ею с р е д ст в е н н о п ри со верш ени и ш упк I. И бы ст рее всего д а н ны й вид сборов юпадёт в государст венн ую к а з ­ нуимес но из м а га зи н о в , каж дый и з к о ­ торых еж едневно инка ссир ует ся . Р а з ­ рывать эт у ц еп ь и л и и с к у с ст в ен н о её уаожнять, в о з л а га я брем я вы п л ат на стрто зую промыш ленност ь и п р о и з во ­ дителей гот о во й а л к о го л ь н о й п р о д у к - щии, считаю неце лесообразным . С дру 1 ’ой стороны, аналитики отмеча­ ют прямо противоположную тен ­ денцию: с неминуемым увеличением розничной цены на алкоголь значи ­ тельная часть потребителей просто не сможет позволить себе употреблять ка ­ чественную продукцию и вынуждена 5удет переходить на дешёвые суррога­ ты, например самогон. Это, в первую очередь, ударит по поставщикам л е ­ гального продукта, а вовсе не по бут- теггерам. Налоги, которые правитель­ ствособирало с честных поставщиков, вз-западения производства снизятся, и Иже повышающейся акцизной став ­ ки вряд ли получится это возместить. ®любом случае, все участники рынка соглашаются, что акциз - это налог, "Режде всего, на потребителя, несмо­ тряна то, что выплачивается он постав­ щикомалкоголя. Увеличение акциза влечёт повышение стпускной стоимости, а не минимиза ­ циюзатрат на технологический про ­ цесс, что фактически означает перекла- ЦЫвание дополнительных затрат про- "Иодителем на покупателя. Журнал «Огонёк» пишет: «Сейчас стоимость налогов (акциз -ь НДС) доходит до пя ­ тидесяти процентов стоимости «бюд­ жетной» водки ценой до 100 рублей за бутылку. При повышении на 30 про ­ центов цена дешевой водки в рознице поднимется минимум на 20 рублей (то есть полулитровая бутылка «Кристал­ ла», которая сейчас обойдётся в 95 рублей, будет стоить 115, а полулитро­ вую «Суворку», которую можно купить за 60 рублей, будут продавать за 80). Похожие изменения стоит ожидать на рынке пива, вина и других видов алко­ гольной продукции». И горь ТИНЬКОВ: - Н есомненно, н е ко ­ торое удорож ание водки с вводом нового а к ц и за п р о и зо й д ёт . Во змож но, с о к р а ­ т ит с я и с п р о с н а неё . О д на к о наш а ст р а н а эт о уж е п р о х о д и л а , ко гда на п р и л а в к а х не бы ло к р е п к и х н а п ит к о в л и б о в в и д у и х неп ом ер но й доро гови зны лю д и т р а в и л и с ь сурро гат ам и и «м а к - сим ками». Но пот р еблени е во д ки и т ак уж е сущ ест венно сократ илось . П ричина тому - м о лод еющ ий алко го ли зм . Вы п и ­ ват ь в наш е вр ем я на ч и н аю т в гораздо более юном возраст е, чем раньш е , и п р о ­ цесс эт от но сит м а с с о вы й х а р а кт е р . Водка, ка к продукт , ст а гнирует ; п р е д ­ по чт ени е от даёт ся пи ву : «но во е п о к о ­ л е н и е выбирает «К линско е». Что ка са ет с я с о от н ош е н и я к о н т р а ­ ф акт ной и «чист ой» прод укции на р ы н ­ ке, то, по моем у м нению , до ля н е л е га ль ­ но п р о и з в е д ё н н ы х н а п ит к о в д о хо д ит сейчас до сем идесят и про ц ент о в . И не надо думать, что это сплош ь свар енное в гараж ах и п о д в а л а х я д о в ит о е зе лье . Как правило , « левы й» т овар и з гот а в л и ­ вает ся на совр ем енны х за во д а х в огром ­ ны х к о л и ч е ст в а х и з ка ч ест венно го сы ­ рья . А к ц и зны е м арки , которы е п р а кт и ­ чески невозмож но от ли чит ь от на ст о ­ ящ и х , п е ч ат аю т с я з а гра н и ц ей . И п о ­ добной п р о д у к ц и е й на сыщ ают ся наш и р о зн и чны е м а га зины . Уловка сост оит в том , чт о б ут леггеры н е вы п л а ч и в аю т а к ц и з н о г о сбора , чт о п о з в о л я е т им им ет ь сверхприбы ли в ср а вн ен и и с до хо ­ дам и ле га л ь ны х за водо в . Когда с п р о и з ­ в о д ит е л я сним ут брем я а к ц и з н ы х в ы ­ п лат и перенесут его на ро зн и ц у , н ео б хо ­ димост ь обходит ь за кон , п о ст а в л я я на ры н о к конт р аф а кт , от пад ёт сам а со ­ бой. Очень м но ги е выш ли бы и з подполья и пр едпоч ли вест и норм а льны й бизнес, а не по ль зо ват ься «с ерьш и» схемами, как происходит сейчас повсеместно . С уществует и третий взгляд на про ­ блему. Он, как ни парадоксально , подразумевает снижение ставки а к ­ цизного сбора. Качественный и недо­ рогой алкоголь - путь к кошелькам по ­ требителей. Увеличение поступлений в бюджет обусловливается большим оборотом средств на рынке спиртосо­ держащей продукции, что, в свою оче­ редь, должно привести к нивелирова ­ нию доли нелегальных прои зводите ­ лей. Нельзя, тем не менее, забывать - в нашей стране дешевизна водки до до ­ бра вряд ли доведёт. Поэтому вышеиз­ ложенная точка зрения должна быть подкреплена чётким механизмом регу­ лирования рыночной стоимости на ас­ сортимент крепких напитков, а также усовершенствованием системы н ало ­ гообложения , которая учитывала бы взимание выплат по всей цепочке - от производителя до продавца. Осуществление некоторых мер, упомя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz