Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

экономика Ц Е Н О О Б РА З О В А Н И Е 21 эта функция контроля должна была присутствовать с момента принятия Конституции, а не создаваться в пожар- ном порядке в связи с кризисом. Нас всё пугали «тяжёлыми последствиями отхода от либерализма», однако прак- тика государственного регулирования цен в ведущих странах «большой вось- мёрки» показывает, что там либера- лизм не в чести, когда речь идёт о защи- те государством населения от инфля- ции и роста цен на предметыпервой не- обходимости, защите интересов отече- ственных производителей продоволь- ствия. Одним из первых решений государств- членов «Общего рынка», созданного после Второй мировой войны, было за- конодательство о наднациональном регулировании цен в сельском хозяй- стве и чёрнойметаллургии. Сегодня ре- шения по ценам в сельском хозяйстве принимает совет министров ЕС, кото- рый устанавливает обязательные для всех стран сообщества минимальные и максимальные фермерские цены. В чёрной металлургии основные цены на продукцию определяет Европейская организация угля и стали. В США Ми- нистерство сельского хозяйства регу- лирует от 5 до 10 процентов цен, то же ведомство следит за паритетным соот- ношением между ценами на фермер- скую продукцию, сельхозтехнику и другие товары, приобретаемые произ- водителями. Таким же образом регули- руются цены в молочной промышлен- ности. Конгресс определяет «справед- ливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены опускаются ниже установленного уровня, то продукты скупает государ- ство, в основном для обеспечения со- циальных программ – они идут на бес- платные завтраки школьников, по- мощь беднякам, продовольственную помощь слаборазвитым странам и по- ставки за рубеж в рамках федеральных программ. В Японии вскоре после войны был соз- дан специальный правительственный орган – Бюро по ценам, которое зани- мается всеми вопросами ценообразо- вания, разрабатывает предложения по ценовой политике в стране и даёт за- ключения на предложения отраслевых министерств по минимальным уров- ням цен. Регулируются даже основные тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли. В Швейцарии действует Федеральное ве- домство по контролю, которое регули- рует цены в отраслях, финансируемых государством, прежде всего – в сель- скохозяйственном производстве, на транспорте, в образовании и здраво- охранении. В Австрии цены находятся в ведении соответствующих подразде- лений Министерства экономики и Ми- нистерства сельского и лесного хозяй- ства. Регулируются цены на лом и отхо- ды чёрных металлов, фармацевтиче- ское сырьё и лекарственные препара- ты, газ, электрическую и тепловую энергию. И всё это – на основе солидного зако- нодательства по контролю над ценами, антимонопольных законов по вопро- сам конкуренции и регулирования цен, как в США и Канаде. ВАвстрии закон о ценах был принят ещё в 1945-м, с учё- том поправок существует до сих пор. В Дании есть закон о ценах и прибыли от 1974-го, в Норвегии – закон 1953-го о контроле за ценами, прибылью и огра- ничением конкуренции. В Швейцарии с 1961-го ценырегулируютсяфедераль- ными законами, постановлением феде- рального правительства о защитных ценах на товары, в Испании государ- ство осуществляет регулирование и контроль над ценами на основе Закона о защите конкуренции. Списки товаров и услуг, подпадающих под принуди- тельное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерчес- кой информации. В Китае, наконец, частный сектор действует в самом стро- гом соответствии с законами, регули- рующими ценыи ценообразование. Их нарушение грозит самыми строгими карами. Во Франции государственное регу- лирование цен оставалось составной частью политики «дирижизма» – госу- дарственного регулирования экономи- ки через так называемые «контракты стабильности», «программные кон- тракты» и «контракты против повыше- ния цен». Так, государство заключало с предприятиями соглашения, по кото- рым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие. Переход к либерализации не привёл к отмене госрегулирования во Франции – скорее, это был переход от жёстко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок. Сейчас во Франции примерно 20 процентов цен контролируется госу- дарством, а остальные 80 находятся в режиме свободного ценообразования. Государство непосредственно регули- рует цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, в стране трудит- ся около 3 тысяч государственных кон- тролёров по ценам, следящих за соблю- дением дисциплины. Практика, как видим, богатейшая, рос- сийские парламентарии и чиновники давно могли почерпнуть из неё необхо- димую массу законодательной мудро- сти по части ценообразования и кон- троля за этим процессом. Ведь совер- шенно очевидно, что российский капи- тализм уже по самой своей анархиче- ской природе нуждается в государ- ственном регулировании, как больной диабетом – в инсулине. Иначе никако- го капитализма в России не состоится, а наступит его коллапс. . Владимир БОЛЬШАКОВ специально для «ЛГ: итоги недели» Коллаж Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz