Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
экономика Б А Н К И 23 Фото Николая ЧЕРКАСОВА конструктивный диалог и пересмотр кредитного договора. Такие отрасли, как торговля бытовой техникой, одеждой, строительство, пе- ревозки и услуги населению и некото- рые другие, находятся сейчас в наибо- лее сложном положении. В основном, всё это – малый и средний бизнес. За последнее время мы обработали боль- шой пласт клиентской базы, находя- щийся в данной категории. Многим клиентам-должникам простили набе- жавшие пени и штрафы, оставили основной долг, увеличив срок кредито- вания, уменьшив ежемесячный платеж, позволив, таким образом, избежать су- дов, закладывания имущества. Что ка- сается физических лиц, то сумма вы- плат по кредитным договорам для мно- гих была сокращена до тридцати про- центов от размера первоначального ежемесячного платежа. Всё это приме- няется вместе с «прощением» штрафов и пени до тех пор, пока человек снова не встанет на ноги и обретёт стабильный заработок. О.Н. Митрохина: – Реструктуризация долгов – реальная помощь как для предприятий, так и для банков. Дело- вым людям это позволит не потерять в оборотных средствах, дальше разви- ваться, максимизировать выручку. Банк, со своей стороны, сохраняет кли- ента, продолжает получать от этого до- ход. От тридцати до семидесяти про- центов участников любой сферы биз- неса столкнулись с теми или иными проблемами из-за кризиса. И у физиче- ских, и у юридических лиц возникают затруднения с исполнением своих обя- зательств по кредитам в срок. Если в четвёртом квартале прошлого года ещё не было сформировано пони- мание того, чем грозит кризис, то те- перь совершенно чётко ясно, что при- были и, соответственно, платёжеспо- собность заёмщиков существенно сни- зились. Некоторые недальновидные банки, почуяв неладное и не получив вовремя полагающиеся выплаты, пред- приняли достаточно жёсткие действия в отношении неплательщиков вплоть до залогов, принудительной продажи имущества и так далее. Что касается ОАО «Липецккомбанк», то, мы хотя и зарабатываем продажей денег, главное для нас – помочь клиенту сохранить бизнес, который сможет в последую- щем приносить выгоду и банку. Мы разрабатываем индивидуальные про- граммы для переживающих нелёгкие времена предприятий, позволяющие им выплачивать кредиты в срок. Здесь очень важно дифференцировать кли- ентов: действительно ли есть необхо- димость в принятии поддерживающих мер либо реальные предпосылки к тому отсутствуют и недобросовестный заёмщик просто пытается поймать рыбку в мутной воде. Как банк должен себя обезопасить? А.В. Тонких: –Для того чтобыоценить финансовое положение должника на- шего банка, каждые три месяца от даты заключения кредитного договора про- водится оценка его бизнеса, основыва- ющаяся на управленческой отчётности и текущем балансе. Обязательно выез- жаем на место, обязательно встречаем- ся лично для беседы в присутствии представителя службы безопасности и менеджера, оформлявшего сделку. Проанализировав результаты, мы при- меняем комплекс конкретных мер и даём рекомендации, как помочь клиен- ту. Самое главное, в случае если вы не в состоянии платить по кредиту вовремя, – не скрывайтесь, приходите в офис и излагайте ситуацию. Если вы не мо- шенник – не сомневайтесь, вам помо- гут. Мы оказываем юридические, бух- галтерские и финансовые консультаци- онные услуги. Если вы решили продать часть имущества фирмы, чтобы рас- платиться, – мы можем помочь с под- бором покупателей по территориям присутствия нашей банковской груп- пы, а это вся Россия. У нас работает спе- циально созданная для решения подоб- ных задач маркетинговая служба. Надо заметить, что именно в индивидуаль- ном, а не в унифицированном – как во многих классических банках – подходе кроется залог успеха работы с любым клиентом. О.Н. Митрохина: – Несмо- тря на то, что процедура ре- структуризации уже успешно реализовывается, есть неко- торые аспекты, на которые банку как кредитной органи- зации необходимо обращать внимание. Прежде всего, это сохранение ликвидности как гарантии нашей платёжеспособности. Реструк- туризируя часть своего кредитного портфеля, мы должны обладать доста- точными денежными резервами для проведения платежей, осуществления операций по вкладам. Напомню об ис- терии конца прошлого года, когда по- ведение вкладчиков было практически непрогнозируемым. Даже если бы все они единовременно отозвали свои сбе- режения, то и к такому сценарию мы были готовы. С точки зрения привлече- ниядополнительныхденежныхсредств у нас есть достаточное количество не- обходимых инструментов: например, мы можем рассчитывать на Централь- ный Банк России, с которым поддержи- ваем тесные партнёрские отношения. ОАО «Липецккомбанк», к счастью, не испытывает необходимости пользо- ваться этим источником: у нас избы- точная ликвидность. Вообще, для кре- дитного учреждения важно иметь сильных акционеров. Чем сильнее соб- ственник, тем сильнее предприятие. Это справедливо и для реального сек- «Уровни просроченной задолженности в нашей банковской системе далеки от критических. Уровень достаточности ресурсов у банков велик по отношению к сжавшемуся спросу на кредит». Общенациональный деловой журнал «Эксперт»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz