Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
26 экономика Р Ы Н О К кризис располагает временем. Пред- ставление, будто население можно за- ставить покупать товары, по-неоли- беральному наивно. Ещё более нелепа мысль о том, что владельцы компаний сами станут приобретать всю произво- димую продукцию. Государство же не способно надолго стать основным по- купателем. Если доходы рядовых по- требителей не начнут расти, то, потра- тив все сбережения и затопив страну эмиссионными рублями, бюрократия придёт к финансовому краху. С этого момента торжество кризиса сделается полным. Все антикризисные меры государства – это попытка поддержать разрушаю- щийся рынок. В своей логике они не- минуемо приведут власти к замене со- бой нормального спроса. Схема такой «антикризисной» политики выглядит реалистичным абсурдом: правитель- ство даст деньги компаниям, чтобыони произвели товары, которые оно же у них и будет приобретать. Стабилиза- ционного фонда не хватит надолго. По- этому резонен вопрос о том: где ещё власти найдут необходимые средства? Избранная сегодня в мире стратегия борьбы с кризисом направлена на пе- рекладывание проблем на трудящихся, которым нигде не собираются серьёзно помогать. В планах правительств нет большого повышения пенсий, резкого увеличения зарплат, создания новых рабочих мест и стимулирования повы- шения доходов наёмных работников. Не предполагается вводить высоких пособий по безработице, на которые можно было бы прожить. Правитель- ства помогали и будут финансово по- могать только корпорациям. В резуль- тате те, кто прежде покупал потреби- тельские товары – базисные для эконо- мики, станут много слабее. Взять у них даже с помощью эмиссии будет нечего. Рынок превратится в пустыню. Для России подобная перспектива не менее реалистична, чем для других госу- дарств. Нужно поддерживать рядовых потре- бителей, а не играть на их ослабление. Длительное время и отечественное го- сударство не сможет замещать собой спрос, делая вид, что рынок ещё жив, или надеясь на его спонтанное ожив- ление. Для преодоления кризиса необ- ходим разворот экономической поли- тики. С привычкой брать средства из карманов потребителей властям пред- стоит проститься, пускай и с чудовищ- ным опозданием. Экономическое регулирова- ние должно будет победить «свободный рынок». Логи- ка новых хозяйственных условий диктует новую мо- дель построения экономи- ки. В ней, чтобы оживить рынок, придётся поднимать доходы населения, а не об- валивать их. Лишь в таком случае деньги будут возвра- щаться к производителям, которым станет выгодно внедрять новые техно- логии. Однако вряд ли материальные блага упадут на население России как манна небесная. Но именно от силы потребителей зависит судьба кризиса. Пока они слабы – кризис имеет пер- спективу. . Первый – в полном объёме выполнить социальные обязательства государства перед населением и развивать человеческий потенциал страны. Поддержку получат семьи, которые сильно пострадали от кризиса. В целом же будет усилена социальная защита россиян, их обеспечат необходимым объёмом и качеством социальных и медицинских услуг. Расширяются антикризисные меры в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки в трудоустройстве. Также начнётся модернизация пенсионной системы. Необходимую поддержку окажут и гражданам, покупающим жильё. Второй приоритет – сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Здесь, например, государство готово напрямую входить в капиталы компаний, чтобы сохранить важнейшие производства. Но одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний. Третий приоритет – активизация внутреннего спроса на российские товары. Важную роль будут играть государственные инвестиции и закупки в жилищном строительстве, на транспорте, в оборонке. Предусмотрены меры по защите внутреннего рынка и предоставление преференций отечественным производителям. Четвёртый приоритет – стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Расширяется поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо– и энергоэффективности. Пятый приоритет – создание благоприятных условий для экономического подъёма за счёт совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Шестой приоритет касается формирования мощной финансовой системы как надёжной основы для развития российской экономики. Предусмотрены меры, которые помогут сформировать устойчивый финансовый рынок, привлекательный для отечественных и иностранных инвесторов. Немаловажно и то, что государство будет создавать условия для активизации долгосрочного инвестирования. Седьмой приоритет – обеспечение макроэкономической стабильности. Это большое направление включает в себя меры, направленные на повышение устойчивости обменного курса рубля, на сокращение дефицита бюджета, снижение инфляции, сдерживание цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги ЖКХ. Семь приоритетов Антикризисной программы правительства 19 июня на сайте правительства был опубликован окончательный вариант антикризисной программы на 2009 год. В её основе – семь приоритетов Логика новых хозяйственных условий диктует новую модель построения экономики. В ней, чтобы оживить рынок, придётся поднимать доходы населения, а не обваливать их. Лишь в таком случае деньги будут возвращаться к производителям, которым станет выгодно внедрять новые технологии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz