Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
экономика Р Ы Н О К 25 рукой раздают помощь. Найти принци- пиальные отличия в поведении властей России, США, ЕС или Канады нелегко. Деньги получают банки, сырьевые кор- порации, автопроизводители и строи- тельные гиганты. Правительство Рос- сии идёт навстречу бизнесу, повторяя действия зарубежных администраций. Чиновники верят, что денег и протек- ционизма хватит на всех. Проблемы малого бизнеса рассмотрены лишь аб- страктно, но это естественно. Неболь- шие компании ещё не доказали на рын- ке своей устойчивости, пусть действу- ют сами. А вот о населении думают мало. Может быть, бюджетникам и пенсионерам вновь повысят выплаты, но вряд ли намного. При этом ослабле- ние рубля уже съело порядочную долю реальных доходов населения. Но какое это имеет значение для «большой эко- номики»? У России старый приоритет – мировой рынок. Антикризисные меры тут ничего не меняют. На фоне кризиса либеральные эконо- мисты получили одну добрую весть. Накануне глобального потрясения зар- платы увеличивались, теперь они пада- ют. Доходы работников сокращаются как относительно – под воздействием инфляции, так и абсолютно – по воле работодателей. Деловые аналитики с торжеством констатируют: впервые за несколько лет рынок принадлежит не рабочим, ранее требовавшим «слиш- ком много». Свободных рук в стране становится больше, а срок поиска рабо- тыуже приравнен в среднем кшестиме- сяцам. По некоторым оценкам, на одно рабочее место теперь четыре претен- дента. Согласно неолиберальной док- трине условия для бизнеса идеальные. Однако надежды на дешёвый труд – как двигатель роста экономики – наивны. Причиной тому – суровая реальность, а не мифы экономической теории. В основе громадной хозяйственной пи- рамиды лежит потребительский спрос: каждодневные, большие и малые по- купки миллионов людей. Если спрос падает, то пирамида лишается опоры. Она обречена на обрушение. Понима- ют ли это искатели признаков оконча- ния кризиса? Священный мировой ры- нок сжимается. Потребление падает не только в США и Евросоюзе. Проблема существует и для России. Глобальный рынок не только сокраща- ется, но и растворяется во всеобщем возрождении протекционизма. Не только Россия изобретает запреты на ввоз иностранных товаров. Так посту- пают многие страны. Сбыт становится первостепенной проблемой. Склады китайских предприятий завалены не- реализованной продукцией, экспорт упал за год больше чем на 20 процен- тов. Производства останавливаются из-за отсутствия продаж. Правитель- ство КНР неубедительно обещает пере- направить реализацию промышлен- ных изделий на внутренний рынок. Ничего подобного не происходит. Сбыт стремительно сокращается не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Россия мало думает о потребителях. Власти верят, что кризис надо попросту переждать. Население надеется на его окончание, даже не подозревая, что, пока его доходы падают, кризис не мо- жет завершиться. Государство финан- сово поддерживает крупный капитал. Но вопрос, куда денется произведённая продукция, остаётся открытым. У нас провозгласили: покупать дома «высо- кой степени готовности», что, вероят- но, означает приобретение недостро- енного жилья. Готовые квартиры оста- нутся на рынке ждать несуществующе- го покупателя. Рынок жилой недвижимости не оди- нок. Продажи падают в России по всем направлениям. По итогам прошлого лета, в магазинах одежды фиксирова- лось двадцатипроцентное снижение сбыта. К весне 2009-го проблема хотя и сделалась привычной, но лишь усугу- билась. Всё хуже дела обстоят в сфере услуг. Массовые увольнения с прихо- дом зимой стабилизации уменьши- лись, однако не остановились. Кризис всё больше вынуждает потребителей думать не о дорогих покупках, а о са- мом необходимом. Но даже на продук- ты питания спрос сокращается, делает- ся выборочным с приоритетом более дешёвых товаров. Вслед за «благопо- лучными» бельгийцами россияне больше едят хлеба, капусты и других простых овощей. Из фруктов предпо- чтение отдаётся бананам. Планы боль- ших покупок откладываются надолго. Девальвация рубля принудила многих поскорее израсходовать сгорающие сбережения, что лишь на миг подняло спрос. Антикризисный замысел правитель- ства срабатывает. В баки самолётов за- ливается недостающее горючее, сталь- ной прокат и стройматериалы выпуска- ются почти как прежде, не без проблем, но производятся автомобили и другие товары. Новенькие дома остаются не- проданными. Буксующие отрасли кое- как держатся. Крупные банки получили деньги, к ним вернулся деловой напор. Они даже начали продавать валюту, так стремительно запасённую ещё недавно. Компании, вплотную подошедшие к банкротству, застыли на опасной черте. Все ждут, что они не перейдут её, а, нао- борот, обретут спасение. Сырьевые мо- нополии довольны торжеством более «справедливых цен» на нефть. Деловая жизнь, нако- нец, оживает? Кризису скоро конец, раз компании чув- ствуют себя лучше? Разве не так? Нет! Главное чего недостаёт «воз- рождённой рыночной эко- номике» – это рынка. Без потребителей, без людей, способных покупать товары, их невоз- можно продать. Через несколько меся- цев «возрождения» экономика рискует вернуться в прежнее положение, при общем ухудшении ситуации. В дело, ве- роятно, будут пущены новые валютные резервы. Возобновление падения цен на сырьё легко может обернуться но- вой девальвацией рубля. Эта мера опять снизит затраты компаний на пер- сонал. Накачанные деньгами отрасли снова заработают, а государство пой- мёт, что, кроме него, покупать товары становится некому. Вместо миллионов разорённых, при- давленных инфляцией и снижениями зарплаты покупателей в стране оста- нется один главный покупатель – пра- вительство. Ему придётся приобретать кур, дома, машины, древесину и даже газеты с рассказами о «победах» над кризисом. Всё это будут беспощадно сваливать в бездну, но не станут так просто раздавать людям. Цель подоб- ных действий в том, чтобы удержать цены на рынке и одновременно разгру- зить компании от избыточных товаров. «Гениального решения» подобного рода не хватит надолго. У экономиче- ских руководителей немного средств, а Глобальный рынок не только сокращается, но и растворяется во всеобщем возрождении протекционизма. Не только Россия изобретает запреты на ввоз иностранных товаров. Так поступают многие страны. Сбыт становится первостепенной проблемой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz