Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
12 главная тема П И ТА Н И Е ствии времени все обо всём забудут. «Молочная дискуссия», которая завер- шилась совсем недавно, шла с 2002-го. К сожалению, самая большая наша вина заключается в том, чтомыне смог- ли убедить «больших людей» в их не- правоте. Хотя мы пытались впрямую сказать о демонстрации их невежества. Доля восстановленного молока не пре- вышала 13 процентов в общем объёме выпитого молока. Вы спрашиваете, бу- дет ли разница в цене между молоком сырым и молоком восстановленным? Нет. В условиях зимы восстановленное может быть и дороже. Сухое молоко, как продукт, может храниться до шести месяцев, к тому же оно – объект бирже- вой торговли, где у многих товаров есть своя, сезонная конъюнктура. Стои- мость сухого молока на протяжении многих лет выглядела как синусоида, между прочим, примерно совпадая с синусоидами стоимости нефти, коти- ровок валют. На сегодня уже месяц действует регла- мент, отделивший молоко от «молоч- ного напитка». Власть и граждане пре- бывают в полной уверенности, что вот теперь-то мы заживём лучше, только вот нигде в магазинах не встретишь знакомой упаковки с новой надписью: «Напиток». Его нет, его и не может быть, скажем, в Москве. «Напиток» – на «северах», на Дальнем Востоке. То есть то же самое молоко, разве что под иным названием. – Самое время задать исконно россий- ский вопрос: «Что делать?» У вас есть на него ответ? – Хобби и привычки первых лиц госу- дарства оказывают огромное влияние на сограждан, поэтому у власти огром- ные возможности для популяризации молока и молочных продуктов. Приме- ров – множество. Программа «Школь- ное молоко» – прекрасная тема. В Ки- тае культура потребления молока сло- ОБЪЁМ РЫНКА СУХИХ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ТЫС. ТОНН Производство Импорт 210 208 82 65 116 32 50 150 250 100 200 0 2006 2007 1-е пол. 2008 Импорт 2006 – в т.ч. Белоруссия и Украина 95% Импорт 2007 – в т.ч. Белоруссия и Украина 90% За 1-е пол. 2008 года импорт из Белоруссии 25 т. тонн, из Украины 3,5 тыс. тонн САМООБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОКОМ И МОЛОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ, %% (данные ГКС) 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Россия 88 86,6 85,4 83,4 82,3 83,3 Центральный ФО 77,8 75,4 74,1 70,1 68,6 67,4 Северо-Западный ФО 61,4 61,0 57,9 54,5 51,7 50,0 Южный ФО 98,8 97,0 95,8 95,3 94,2 96,4 Приволжский ФО 101,6 100,3 100,3 98 97,1 101,9 Уральский ФО 80,2 80,5 81,4 78,7 76,3 75,8 Сибирский ФО 98,5 97,2 96,3 96,1 95,4 95,7 Дальневосточный ФО 56,5 52,7 52,7 50,4 48,3 45,6 ДИНАМИКА СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РФ И ДОЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ЕГО РАСХОДАХ, % 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Среднедушевые доходы населения, руб./месяц 3062 3947 5170 6410 8112 10183 12490 Темпы роста реальных денежных доходов населения, % - 111 115 111 112 114 111 Доля расходов на продукты питания, % 45,8 41,7 37,7 36,0 33,2 31,6 28,4 – из них на молочные продукты, % 5,7 5,3 4,8 4,8 4,4 4,2 4,1 комментарий Одна из основных целей Федерального закона № 88 от 12 июня 2008 года «Технический регламент на молоко и молочные продукты» – доведение ДОСТОВЕРНОЙ, подчеркну, ДОСТОВЕРНОЙ информации до потребителя о составе молочной продукции, ассортимент которой в магазинах достаточно многообразен. Сразу оговорюсь: в техническом регламенте вводится новое, неиспользуемое ранее понятие «молочный напиток». Что же это такое? Чем данный продукт отличается от потребляемого нами молока? Молочный напиток содержит в своём составе сухое молоко. Что такое сухое молоко? Технологический процесс производства сухого молока, если объяснять проще, заключается в выпаривании воды из молока, полученного от коров. При этом молоко сначала проходит пастеризацию, затем оно отправляется на сгущение и уже потом на сушку. При производстве «молочного напитка» сухое молоко подвергается восстановлению – в сухое молоко добавляется вода (конечно, не дистиллированная, и качество воды сказывается на качестве продукта). Ничего опасного в данном продукте нет. В условиях, когда «сезон большого молока» в средней полосе начинается в мае, а заканчивается в августе (на Крайнем Севере и в Сибири этого «сезона» вообще нет), единственным выходом для обеспечения потребителей молочными продуктами является использование сухого молока. Однако потребитель должен быть осведомлён о том, что он пьёт продукт на основе сухого молока, а не натуральное молоко. Если рассматривать полезность «молочного напитка» и молока, конечно же, стрелка качнётся в пользу молока. Сомнений в этом нет. С 17 декабря каждый производитель молочной продукции обязан в полном объёме выполнять требования федерального закона при производстве и маркировке продукции. На что только молочные заводы не идут, чтобы выполнить все эти требования: и прикрепляют информацию к продукту степлером, и вешают сопроводительные ярлыки, и выпускают рекламные листовки о том, что их продукция соответствует техническому регламенту (СТР)… А ведь это тоже лишние затраты. И это при том, что теперь каждый сельхозпроизводитель молока должен его декларировать, в том числе и бабушки, сдающие предприятию каких- нибудь три бидона молока. Раньше это нужно было делать только в случае, если молоко соответствовало «высшему сорту». В новом регламенте существенно ужесточились требования к показателям молока-сырья. То есть можно с уверенностью говорить: на рынке существенно уменьшится количество молока «высшего сорта», а основная масса распределится между первым и вторым сортом. Но, несмотря на трудности организационного и технического характера, хочу сказать, что количество молока, выпускаемого предприятиями, не уменьшится. И ещё. Человеку психологически важно купить именно молоко. Название «молочный напиток», мне кажется, покупателя отпугнёт. Однако ещё раз повторюсь: потребитель должен знать, какое молоко он покупает, а производитель обязан это указывать при маркировке своего товара. Евгения ЛОКАТСКАЯ, заведующая лабораторией одного из молочных предприятий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz